Цель инвестиционной политики Правительства Республики Бурятия - увеличение масштабов финансирования реального сектора экономики, повышение качества инвестиций за счет усиления инновационной направленности инвестиционной деятельности и повышения эффективности вложения инвестиций.
Успех реализации инвестиционной политики будет зависеть от способности Правительства Республики Бурятия создать условия для стимулирования предпринимательской инициативы и расширения инвестиционной активности в экономике.
Повышению эффективности государственных инвестиций будет способствовать переход на принципы расходования бюджетных средств по каждому объекту на весь период реализации проекта, реструктуризация всего пакета республиканских целевых программ, осуществление оценки эффективности инвестиционных проектов и долгосрочных целевых программ.
Правительство Республики Бурятия планирует обеспечить ежегодный рост объема инвестиций в основной капитал в среднем 10-11 %, для чего предусматривает осуществлять регулирование инвестиционного процесса по следующим основным направлениям:
- формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- установление правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов;
- предоставление налоговых и финансово-кредитных преференций инвестору;
- создание и развитие институциональных структур в инвестиционной сфере;
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере инвестиций, направленной на результативность инвестиций, в том числе бюджетных;
- развитие заемной инвестиционной системы (бюджетные кредиты, гарантии Правительства Республики Бурятия);
- долевое участие в реализации инвестиционных проектов (программ).
Задачи исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия в формировании институциональных структур:
- повышение качества и доступности управленческого и финансового консультирования, аудита, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, услуг в области маркетинга, брендинга, развития общественных связей, юридических услуг;
- поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров;
- поддержка объединений предпринимателей, включая формирование отраслевых, региональных и ведомственных планов государственно-частного партнерства, софинансирование проектов объединений предпринимателей, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий промышленности и сферы услуг, распространение передовой деятельности предпринимателей.
Государственно-частное партнерство. Развитие эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной региональной социальной и экономической политики, повышения инвестиционной активности, развития общественной инфраструктуры.
Сегодня становится очевидным, что достижение высоких и устойчивых темпов развития территории невозможно без заинтересованного взаимовыгодного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями бизнеса. Реализация крупных общественно значимых проектов требует существенных капиталовложений с длительным сроком окупаемости, поэтому особую актуальность приобретает развитие государственно-частного партнерства, при котором государство способствует росту объема и качества частных инвестиций.
Государственно-частное партнерство предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов в реализации коммерческих и социальных проектов, финансирование с привлечением частных инвестиций мероприятий целевых программ, имеющих социальное и экономическое значение для Республики Бурятия.
Во взаимодействии государства и бизнеса значительное внимание будет уделяться использованию механизмов федеральной поддержки государственно-частного партнерства: инвестиционный фонд, венчурный фонд, особые экономические зоны, а также механизм концессионных соглашений, развитие инновационных инфраструктур, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров и др.
Социальное партнерство. В основе использования и развития социального партнерства лежит эффективное взаимодействие между институтами гражданского общества, то есть взаимодействие между общественными организациями и властью. Особое внимание будет уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты населения и органов службы занятости населения с негосударственными организациями, деятельность которых направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества.
В настоящее время социально-трудовые отношения предполагают взаимодействие трех равноправных субъектов: государства, работника и работодателя, - что обуславливает необходимость развития их совместных отношений в рамках трехстороннего соглашения.
Правительство Республики Бурятия будет внедрять практику обсуждения проектов на ранней стадии их разработки с социальными партнерами, а именно с общереспубликанскими объединениями профсоюзов и работодателями.
Использование механизма социального партнерства позволит внести весомый вклад в осуществление национальных проектов.
В сфере образования одним из направлений тесного взаимодействия власти и бизнеса должно стать создание условий для обеспечения сбалансированности предложений специальностей со стороны системы образования и потребностей в кадрах со стороны работодателей.
Здравоохранение. Успешное сотрудничество государства с бизнесом возможно в системе социального и обязательного медицинского страхования, в сфере качественного предоставления медицинских услуг.
Планируется реализовать широкие возможности государственно-частного партнерства в рамках национального проекта "Развитие АПК". За счет концентрации всех ресурсов получат дальнейшее развитие практически все сектора агропромышленного комплекса, стимулирование развития малых форм хозяйствования (личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы), реализация подпрограммы по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе.
Доступное и комфортное жилье. Одним из основных факторов успешной реализации данного проекта является ипотека, где присутствуют и взаимно дополняют друг друга: доходы населения, капитал коммерческих банков и государственные инвестиции.
В целях привлечения инвестиций в строительство объектов республиканской собственности планируется проведение мероприятий по заключению концессионных соглашений по объектам незавершенного строительства и объектам недвижимости, находящихся в республиканской собственности.