ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УКАЗ
от 23 октября 2007 года N 612
О ПРОГРАММЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА СРОК ПОЛНОМОЧИЙ
В соответствии с Конституцией Республики Бурятия, Законом Республики Бурятия от 21.06.1995 г. N 140-I "О Правительстве Республики Бурятия" постановляю:
1. Одобрить Программу деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий, вносимую Правительством Республики Бурятия в Народный Хурал Республики Бурятия (прилагается).
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики Бурятия
В.В.Наговицын
Одобрена
Указом Президента Республики Бурятия
от 23.10. 2007 N 612
Программа деятельности на срок полномочий Правительства Республики Бурятия разработана в соответствии с Конституцией Республики Бурятия и Законом Республики Бурятия от 21.06.1995 г. N 140-I "О Правительстве Республики Бурятия".
Задача Правительства Республики Бурятия - обеспечить единство действий всех уровней власти, в том числе органов местного самоуправления, по укреплению экономики и улучшению социальной сферы во благо живущего и будущего поколений.
Приоритетом Правительства Республики Бурятия остается повышение уровня и качества жизни населения.
Республика Бурятия входит в состав Сибирского Федерального округа, имеет благоприятное географическое положение с точки зрения транзитных возможностей, являясь "мостом" между севером и югом.
Близость Бурятии к активно развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона - это выход на потенциальные рынки сбыта и источники инвестиций.
Республика имеет высокий экологический ресурс - озеро Байкал.
Стратегические возможности более активного экономического развития обусловлены значительными объемами природных, минеральных и лесных ресурсов.
В республике комфортный этно-социальный климат. Межнациональное и межконфессиональное согласие в Республике Бурятия является основой социального спокойствия общества, политической стабильности, прогресса.
В последние годы более активно ведется политика сохранения и возрождения национально-культурной самобытности бурят, семейских и других народов, проживающих на территории Бурятии.
Социально-экономическое развитие Республики Бурятия в течение ряда последних лет характеризуется положительной динамикой по всем основным макроэкономическим показателям. В республике налицо позитивные изменения.
В то же время уровень и качество жизни населения республики отстают от среднероссийских показателей.
Величина среднемесячной заработной платы одного работника на уровне 85-86 % от среднероссийской. Остается высокой численность безработных граждан - более 55 тысяч человек.
Рост денежных доходов населения не обеспечивает перераспределения в доходы малообеспеченных слоев населения. В республике более 286 тысяч человек с доходами ниже прожиточного минимума.
Ограничивающим фактором социально-экономического развития является демографический, прежде всего, это снижение численности населения и его качественного состава.
Целью деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий является повышение уровня и качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики и укрепления финансового потенциала республики как основы для устойчивого экономического роста.
Критерием достижения стратегической цели является динамика социально-экономического развития Республики Бурятия с темпами, опережающими динамику социально-экономического развития Российской Федерации.
В целях повышения уровня и качества жизни населения республики Правительство Республики Бурятия сконцентрирует свои усилия на трех приоритетных направлениях социально-экономической политики: рост экономического потенциала, повышение уровня и качества жизни населения, развитие инфраструктуры.
Первый этап Программы деятельности Правительства Республики Бурятия - 2008-2010 годы - предусматривает выработку и реализацию мер, направленных на укрепление собственных доходов консолидированного бюджета, модернизацию производственной и социальной инфраструктуры, проведение активной политики привлечения инвестиций, реализацию мероприятий по развитию реального сектора экономики республики.
Второй этап - 2011-2012 годы - предполагает формирование крупных производственно-инфраструктурных и транспортно-логистического комплексов, туристско-рекреационной особой экономической зоны и создание на этой основе организационно-экономических и институциональных условий для осуществления последующих рыночных преобразований в экономике.
Деятельность Правительства Республики Бурятия по реализации социально-экономической политики предполагает решение следующих задач:
- укрепление финансового состояния Республики Бурятия и увеличение доли собственных доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия;
- проведение модернизации производственной и социальной инфраструктуры;
- проведение активной политики привлечения инвестиций;
- реализации мероприятий по развитию реального сектора экономики;
- формирование конкурентоспособной экономики инновационного типа;
- проведение последовательной реструктуризации и модернизации как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики;
- создание условий для обеспечения роста реальных денежных доходов населения;
- массовое вовлечение населения в развитие малого бизнеса;
- решение вопросов занятости населения;
- реализация мер по снижению численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума;
- усиление адресности социальной поддержки населения, обеспечение качества среды проживания, повышение уровня комфорта и безопасности существования, доступность образования и культуры, эффективность медицинского обслуживания, стабильность среды обитания и жилища;
- модернизация системы здравоохранения, образования, сферы культуры и жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие системы патронажных семей, семейно-воспитательных групп, реабилитационных центров;
- создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
- упрощение процедуры предоставления земельных участков под строительство жилья;
- ликвидация диспропорций в уровне экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия, улучшение условий жизни сельского населения;
- развитие телекоммуникационных сетей, расширение доступа сельского населения к мобильной сотовой связи, скоростному Интернету;
- строительство и реконструкция автомобильных и железных дорог, мостов, аэропортов регионального и местного значения.
Цель инвестиционной политики Правительства Республики Бурятия - увеличение масштабов финансирования реального сектора экономики, повышение качества инвестиций за счет усиления инновационной направленности инвестиционной деятельности и повышения эффективности вложения инвестиций.
Успех реализации инвестиционной политики будет зависеть от способности Правительства Республики Бурятия создать условия для стимулирования предпринимательской инициативы и расширения инвестиционной активности в экономике.
Повышению эффективности государственных инвестиций будет способствовать переход на принципы расходования бюджетных средств по каждому объекту на весь период реализации проекта, реструктуризация всего пакета республиканских целевых программ, осуществление оценки эффективности инвестиционных проектов и долгосрочных целевых программ.
Правительство Республики Бурятия планирует обеспечить ежегодный рост объема инвестиций в основной капитал в среднем 10-11 %, для чего предусматривает осуществлять регулирование инвестиционного процесса по следующим основным направлениям:
- формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- установление правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов;
- предоставление налоговых и финансово-кредитных преференций инвестору;
- создание и развитие институциональных структур в инвестиционной сфере;
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере инвестиций, направленной на результативность инвестиций, в том числе бюджетных;
- развитие заемной инвестиционной системы (бюджетные кредиты, гарантии Правительства Республики Бурятия);
- долевое участие в реализации инвестиционных проектов (программ).
Задачи исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия в формировании институциональных структур:
- повышение качества и доступности управленческого и финансового консультирования, аудита, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, услуг в области маркетинга, брендинга, развития общественных связей, юридических услуг;
- поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров;
- поддержка объединений предпринимателей, включая формирование отраслевых, региональных и ведомственных планов государственно-частного партнерства, софинансирование проектов объединений предпринимателей, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий промышленности и сферы услуг, распространение передовой деятельности предпринимателей.
Государственно-частное партнерство. Развитие эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной региональной социальной и экономической политики, повышения инвестиционной активности, развития общественной инфраструктуры.
Сегодня становится очевидным, что достижение высоких и устойчивых темпов развития территории невозможно без заинтересованного взаимовыгодного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями бизнеса. Реализация крупных общественно значимых проектов требует существенных капиталовложений с длительным сроком окупаемости, поэтому особую актуальность приобретает развитие государственно-частного партнерства, при котором государство способствует росту объема и качества частных инвестиций.
Государственно-частное партнерство предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов в реализации коммерческих и социальных проектов, финансирование с привлечением частных инвестиций мероприятий целевых программ, имеющих социальное и экономическое значение для Республики Бурятия.
Во взаимодействии государства и бизнеса значительное внимание будет уделяться использованию механизмов федеральной поддержки государственно-частного партнерства: инвестиционный фонд, венчурный фонд, особые экономические зоны, а также механизм концессионных соглашений, развитие инновационных инфраструктур, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров и др.
Социальное партнерство. В основе использования и развития социального партнерства лежит эффективное взаимодействие между институтами гражданского общества, то есть взаимодействие между общественными организациями и властью. Особое внимание будет уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты населения и органов службы занятости населения с негосударственными организациями, деятельность которых направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества.
В настоящее время социально-трудовые отношения предполагают взаимодействие трех равноправных субъектов: государства, работника и работодателя, - что обуславливает необходимость развития их совместных отношений в рамках трехстороннего соглашения.
Правительство Республики Бурятия будет внедрять практику обсуждения проектов на ранней стадии их разработки с социальными партнерами, а именно с общереспубликанскими объединениями профсоюзов и работодателями.
Использование механизма социального партнерства позволит внести весомый вклад в осуществление национальных проектов.
В сфере образования одним из направлений тесного взаимодействия власти и бизнеса должно стать создание условий для обеспечения сбалансированности предложений специальностей со стороны системы образования и потребностей в кадрах со стороны работодателей.
Здравоохранение. Успешное сотрудничество государства с бизнесом возможно в системе социального и обязательного медицинского страхования, в сфере качественного предоставления медицинских услуг.
Планируется реализовать широкие возможности государственно-частного партнерства в рамках национального проекта "Развитие АПК". За счет концентрации всех ресурсов получат дальнейшее развитие практически все сектора агропромышленного комплекса, стимулирование развития малых форм хозяйствования (личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы), реализация подпрограммы по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе.
Доступное и комфортное жилье. Одним из основных факторов успешной реализации данного проекта является ипотека, где присутствуют и взаимно дополняют друг друга: доходы населения, капитал коммерческих банков и государственные инвестиции.
В целях привлечения инвестиций в строительство объектов республиканской собственности планируется проведение мероприятий по заключению концессионных соглашений по объектам незавершенного строительства и объектам недвижимости, находящихся в республиканской собственности.
Обеспечение прав собственности является одним из условий благоприятного инвестиционного климата.
Основные мероприятия политики Правительства Республики Бурятия в области защиты прав собственности будут направлены на:
- повышение уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций;
- обеспечение доступности, открытости и прозрачности правосудия, доверия общества к судебной системе;
- обеспечение независимости судей и повышение уровня исполнения судебных актов;
- введение механизмов независимого гражданского контроля за действиями правоохранительных органов и недопустимости незаконных методов следствия.