Действующий

О Программе развития муниципальной службы в Республике Бурятия на 2010 - 2011 годы и на период до 2020 года (с изменениями на 24 марта 2020 года)



1. Обоснование проблемы, анализ исходного состояния


Одним из направлений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, основные положения которой утверждены Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1370 "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации", является создание общероссийской системы кадрового обеспечения муниципальных образований, включая обучение выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, формирование квалифицированного кадрового состава, обеспечивающего эффективность муниципального управления. Для осуществления государственной политики в этой области Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено требование по обеспечению непрерывности процесса совершенствования муниципальной службы посредством реализации муниципальных программ развития муниципальной службы и программ развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации.


В настоящее время в Республике Бурятия имеется необходимая законодательная база, регулирующая вопросы муниципальной службы, приняты соответствующие правовые акты органов местного самоуправления. Требуется проведение единой политики развития кадрового потенциала, так как институт муниципальной службы является одним из важнейших элементов в организации местного самоуправления и решении вопросов местного значения. При этом в целях повышения результативности деятельности муниципальных служащих необходимо развивать единую систему профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров для местного самоуправления, так как на муниципальном уровне пока еще не создана единая система подготовки и переподготовки кадров. Реализуются отдельные мероприятия, которые не носят пока комплексного характера. Необходимость решения вопроса развития муниципальной службы программным методом обосновывается и тем, что кадровый потенциал органов местного самоуправления выступает основным источником при формировании резерва кадров различного уровня, включая систему государственного управления, что обусловливает единство подхода к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке управленческих кадров.


С вступлением в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" количество муниципальных образований в Республике Бурятия увеличилось с 23 до 296 в связи с созданием муниципальных образований поселенческого типа. Соответственно возросла численность работников, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, с 2416 человек в 2005 году до 3339 человек в 2008 году.


По состоянию на 1 января 2009 года выборные муниципальные должности на постоянной основе замещали 346 человек, должности муниципальной службы - 2993 человека, из них 78,4% имеют высшее образование, 21,6% - среднее специальное и среднее образование. Из общей численности работников с высшим образованием 27% муниципальных служащих имеют специализацию гуманитарного направления (включая государственное муниципальное управление), 33% - экономического, 7% - юридического, 33% - технического и иных направлений. В 2008 году в Республике Бурятия всеми формами обучения и повышения квалификации было охвачено 670 муниципальных служащих, в 2009 году планируется охватить более 600 муниципальных служащих. Так как эффективность деятельности органов местного самоуправления зависит от профессионального уровня и грамотности управленческого аппарата, возросла потребность в государственном регулировании вопросов формирования и функционирования органов местного самоуправления.


В целом кадровый корпус органов местного самоуправления в Республике Бурятия имеет достаточно стабильную структуру: почти 50% муниципальных служащих имеют стаж работы свыше 10 лет, более 22% - от 5 до 10 лет. При этом 19,2% муниципальных служащих составляют лица в возрасте до 30 лет, 51,7% - в возрасте от 30 до 50 лет, 28,5% - в возрасте от 50 до 60 лет и 0,6% - в возрасте старше 60 лет. В 2008 году прошли аттестацию 15,2% муниципальных служащих, преимущественно работающих в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Доля прошедших аттестацию муниципальных служащих поселений составляет 6% от общей численности работников. Кроме того, анализ движения кадров показывает, что в 2008 году 20,1% общего числа работников, принятых на вакантные муниципальные должности и должности муниципальной службы, составляли лица, заключившие трудовые договоры по результатам конкурсного отбора, 4,6% - лица, состоявшие в кадровом резерве.


Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления на основе формирования высокопрофессионального кадрового, в первую очередь руководящего состава, способного успешно решать задачи в современных условиях, является целью кадровой политики, определенной Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года. Последовательная реализация мероприятий Программы будет способствовать повышению эффективности кадровой политики в сфере муниципального управления, оптимизации структуры органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, повышению результативности, роли и престижа муниципальной службы, ее дальнейшему развитию.