Настоящая Республиканская программа мероприятий, направленных на ликвидацию административных барьеров в строительстве в Республике Бурятия, на 2011-2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 02.08.2010 N ВП-П9-5253.
Программа направлена на реализацию комплекса правовых, организационно-технических, кадровых, научно-методических и иных мероприятий по ликвидации административных барьеров в Республике Бурятия и созданию предпосылок для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного и иного строительства в республике.
Экономический кризис не мог не отразиться на строительной отрасли Республики Бурятия: в 2009 году объем ввода жилья сократился по сравнению с 2008 годом в целом по России на 6,5%, в том числе по Республике Бурятия на 21,8%. Тем не менее Правительству республики удалось избежать массового "замораживания" объектов и долгостроя.
В настоящее время складывается благоприятная ситуация для возобновления устойчивого роста в строительстве, оживления инвестиционной активности и запуска новых строек. Нельзя позволить, чтобы этот процесс тормозили громоздкие, чрезмерно усложненные бюрократические процедуры.
Задача настоящей Программы - свести к минимуму административные, финансовые и другие издержки по всей цепочке – от бизнес-идеи до проекта готового жилья, ликвидировать барьеры, мешающие быстро, качественно и недорого строить.
На федеральном уровне утвержден План мероприятий органов исполнительной власти по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства и связанных со строительством объектов капитального строительства земельно-имущественных отношений от 18.02.2010 N ДК-П9-9889 (далее - План). В Плане определены четыре основных направления:
1. Упрощение требований к документам территориального планирования.
2. Упрощение процедур формирования и предоставления земельных участков.
3. Проведение экспертизы проектной документации, упрощение процедур выдачи разрешений на строительство.
4. Регулирование условий подключения объектов капитального строительства к электро- и инженерно-техническим сетям.
На уровне субъектов Российской Федерации все перечисленные проблемы планируется решать при повышении качества контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности.
По итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития 15 июля 2010 года в г. Волгограде определены основные направления по реализации ее решений на региональном уровне.
Первое направление - определение единой методики разработки и согласования градостроительной документации.
Для реализации этого направления необходимо установление единых расценок на проведение работ, наличие актуализированной полноценной топографической основы.
Второе направление - оказание государственной поддержки муниципальным образованиям для создания и ведения ИСОГД.
В этой сфере необходимо оказание муниципалитетам не только финансовой поддержки, но и помощь с материально-техническим и кадровым обеспечением.
Кроме уровня информационного обеспечения на сроки формирования и предоставления земельных участков для строительства и получения разрешения на строительство также влияет уровень регламентации земельно-правовых процедур.
Развитие этого направления осуществляется в создании во всех городских округах и административных центрах муниципальных районов в Республике Бурятия многофункциональных центров по формированию в электронном виде правовых актов предоставления земельных участков в аренду, в собственность; формированию градостроительных планов земельных участков, документов о выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, а также внедрение автоматизированной информационной системы "Имущественно-земельный комплекс в Республике Бурятия", отражающей полную базу данных о сформированных земельных участках, которая содержит информацию из государственного кадастра недвижимости (кадастровый номер, кадастровая стоимость, форма собственности, категория земель, площадь и т.д.).
Третье направление - развитие системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Четвертое направление - снятие избыточных административных барьеров при подключении объектов капитального строительства к электро- и инженерно-техническим сетям.
Поскольку в соответствии с Планом будут внедряться соответствующие показатели в систему оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также усилится контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства о градостроительной деятельности, разработка Программы становится не только актуальной, но и необходимой.