2.1. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке вида муниципального акта, целей его принятия, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, принявшего муниципальный акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия и вступления в силу муниципального акта на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Бурятия, законодательству Республики Бурятия, уставам муниципальных образований и в оценке соблюдения правил юридической техники при подготовке муниципального акта.
2.2. Юридическая экспертиза не проводится в отношении:
- решений, принятых на местном референдуме;
- отмененных или признанных утратившими силу муниципальных актов;
- муниципальных актов, срок действия которых истек;
- муниципальных актов, признанных судом недействующими;
- муниципальных актов о внесении изменений в муниципальные акты, за исключением случаев, установленных пунктом 2.3 настоящего Положения.
Обязательной юридической экспертизе подлежат муниципальные акты, регулирующие вопросы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, структуры органов местного самоуправления, муниципальной службы, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, устанавливающие либо отменяющие местные налоги и сборы.
По иным муниципальным актам юридическая экспертиза проводится по поручению Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия, Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия, заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия, председателя Государственно-правового комитета, заместителя председателя Государственно-правового комитета - начальника отдела правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов или уполномоченных ими должностных лиц.
(п. 2.2 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.07.2018 N 416)
2.3. В случаях изменения или принятия нового федерального закона, иного федерального нормативного правового акта, закона Республики Бурятия или иного нормативного правового акта Республики Бурятия по вопросу, регулируемому муниципальным актом, а также при принятии и поступлении в Государственно-правовой комитет муниципального акта о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт юридическая экспертиза муниципального акта проводится повторно.
(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 12.03.2013 N 119, от 27.07.2018 N 416)
Если муниципальный акт о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт устанавливает новые нормы или содержит изменения, вносимые в несколько муниципальных актов, возможно проведение юридической экспертизы муниципального акта о внесении изменений в муниципальный акт.
2.4. При проведении юридической экспертизы устанавливается следующее:
1) во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом, иным федеральным нормативным правовым актом, законом или иным нормативным правовым актом Республики Бурятия принят муниципальный акт;
(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.07.2018 N 416)
2) соответствуют ли правовые основания, указанные в принятом муниципальном акте, основаниям, установленным федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия, уставом муниципального образования.
2.5. При проведении юридической экспертизы муниципального акта об отмене или признании утратившим силу другого муниципального акта оценивается компетенция органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, его принявшего, а также возможность возникновения правовых пробелов в правовом регулировании в результате отмены (признания утратившим силу) муниципального акта.
2.6. При несоответствии друг другу норм права действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, применяются общепринятые положения коллизионного права.
2.7. Общими признаками несоответствия муниципального акта действующему законодательству являются:
1) отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Бурятия необходимы для издания муниципального акта;
2) принятие муниципального акта во исполнение отмененного (признанного утратившим силу) федерального нормативного правового акта или Республики Бурятия;
(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.07.2018 N 416)
3) неправильный выбор нормы права (закона, иного нормативного правового акта), примененной при принятии муниципального акта;
4) принятие муниципального акта органом местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления, в компетенцию которого это не входит, либо принятие муниципального акта с превышением полномочий, предоставленных этому органу местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления;
5) нарушение установленного порядка принятия муниципального акта;
6) включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих федеральному законодательству и (или) законодательству Республики Бурятия;
7) нарушение установленного порядка вступления в силу муниципального акта.