ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2009 года N 510

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

(в редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия от 05.03.2012 N 110, от 12.03.2013 N 119, от 14.12.2017 N 579, от 27.07.2018 N 416)


В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 13.10.2008 N 470-IV "Об организации и ведении республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов" и в целях принятия мер по обеспечению соответствия муниципальных нормативных правовых актов, принятых (изданных) органами местного самоуправления в Республике Бурятия и должностными лицами местного самоуправления в Республике Бурятия, федеральному законодательству и законодательству Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Республике Бурятия.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
В.В.НАГОВИЦЫН



Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 28.12.2009 N 510

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

 (в редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия от 05.03.2012 N 110, от 12.03.2013 N 119, от 14.12.2017 N 579, от 27.07.2018 N 416)


 1. Общие положения


1.1. Настоящим Положением устанавливается порядок проведения Государственно-правовым комитетом Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (далее - Государственно-правовой комитет) юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - муниципальные акты), принятых органами местного самоуправления в Республике Бурятия (далее - органы местного самоуправления), выборными или иными должностными лицами местного самоуправления в Республике Бурятия (далее - должностные лица местного самоуправления), в том числе отдельные вопросы подготовки экспертных заключений о несоответствии муниципальных актов действующему законодательству.

(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.07.2018 N 416)

Проведение юридической экспертизы возлагается на Государственно-правовой комитет. Государственно-правовой комитет вправе привлечь к проведению юридической экспертизы муниципального нормативного правового акта исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия по отдельным вопросам, входящим в их компетенцию.

(абзац введен Постановлением Правительства Республики Бурятия от 12.03.2013 N 119)

1.2. Юридическая экспертиза муниципальных нормативных актов проводится в трехмесячный срок со дня включения муниципального нормативного правового акта в республиканский регистр муниципальных нормативных правовых актов (далее - Регистр).

(п. 1.2 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 14.12.2017 N 579)

1.3. Утратил силу с 1 января 2018 года. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 14.12.2017 N 579.


2. Проведение юридической экспертизы


2.1. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке вида муниципального акта, целей его принятия, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, принявшего муниципальный акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия и вступления в силу муниципального акта на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Бурятия, законодательству Республики Бурятия, уставам муниципальных образований и в оценке соблюдения правил юридической техники при подготовке муниципального акта.

2.2. Юридическая экспертиза не проводится в отношении:

- решений, принятых на местном референдуме;

- отмененных или признанных утратившими силу муниципальных актов;

- муниципальных актов, срок действия которых истек;

- муниципальных актов, признанных судом недействующими;

- муниципальных актов о внесении изменений в муниципальные акты, за исключением случаев, установленных пунктом 2.3 настоящего Положения.

Обязательной юридической экспертизе подлежат муниципальные акты, регулирующие вопросы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, структуры органов местного самоуправления, муниципальной службы, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, устанавливающие либо отменяющие местные налоги и сборы.

По иным муниципальным актам юридическая экспертиза проводится по поручению Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия, Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия, заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия, председателя Государственно-правового комитета, заместителя председателя Государственно-правового комитета - начальника отдела правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов или уполномоченных ими должностных лиц.

(п. 2.2 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.07.2018 N 416)

2.3. В случаях изменения или принятия нового федерального закона, иного федерального нормативного правового акта, закона Республики Бурятия или иного нормативного правового акта Республики Бурятия по вопросу, регулируемому муниципальным актом, а также при принятии и поступлении в Государственно-правовой комитет муниципального акта о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт юридическая экспертиза муниципального акта проводится повторно.

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 12.03.2013 N 119, от 27.07.2018 N 416)

Если муниципальный акт о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт устанавливает новые нормы или содержит изменения, вносимые в несколько муниципальных актов, возможно проведение юридической экспертизы муниципального акта о внесении изменений в муниципальный акт.

2.4. При проведении юридической экспертизы устанавливается следующее:

1) во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом, иным федеральным нормативным правовым актом, законом или иным нормативным правовым актом Республики Бурятия принят муниципальный акт;

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.07.2018 N 416)

2) соответствуют ли правовые основания, указанные в принятом муниципальном акте, основаниям, установленным федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия, уставом муниципального образования.

2.5. При проведении юридической экспертизы муниципального акта об отмене или признании утратившим силу другого муниципального акта оценивается компетенция органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, его принявшего, а также возможность возникновения правовых пробелов в правовом регулировании в результате отмены (признания утратившим силу) муниципального акта.

2.6. При несоответствии друг другу норм права действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, применяются общепринятые положения коллизионного права.

2.7. Общими признаками несоответствия муниципального акта действующему законодательству являются:

1) отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Бурятия необходимы для издания муниципального акта;

2) принятие муниципального акта во исполнение отмененного (признанного утратившим силу) федерального нормативного правового акта или Республики Бурятия;

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 27.07.2018 N 416)

3) неправильный выбор нормы права (закона, иного нормативного правового акта), примененной при принятии муниципального акта;

4) принятие муниципального акта органом местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления, в компетенцию которого это не входит, либо принятие муниципального акта с превышением полномочий, предоставленных этому органу местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления;

5) нарушение установленного порядка принятия муниципального акта;

6) включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих федеральному законодательству и (или) законодательству Республики Бурятия;

7) нарушение установленного порядка вступления в силу муниципального акта.

2.8. В случае воспроизведения в муниципальных актах норм федерального законодательства и (или) законодательства Республики Бурятия вопрос о правомерности такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.


3. Подготовка экспертного заключения

(в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 12.03.2013 N 119)


3.1. По результатам проведения юридической экспертизы, в случае выявления несоответствия муниципального нормативного правового акта действующему законодательству, составляется мотивированное экспертное заключение.

(п. 3.1 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 12.03.2013 N 119)

3.2 - 3.3. Исключены. - Постановление Правительства Республики Бурятия от 12.03.2013 N 119.

3.4. При составлении экспертного заключения о несоответствии муниципального акта действующему законодательству описываются и анализируются конкретные нормы рассматриваемого муниципального акта, противоречащие действующему законодательству. Выводы, содержащиеся в экспертном заключении, должны быть обоснованными.

3.5. При описании нормы муниципального акта, не соответствующей действующему федеральному законодательству и (или) законодательству Республики Бурятия, указываются конкретный структурный элемент муниципального акта, в том числе его содержание, а также нарушенные нормы федерального законодательства и (или) законодательства Республики Бурятия, в том числе их содержание.

3.6. При составлении экспертного заключения по результатам повторной юридической экспертизы муниципального акта рассматриваются только те положения, которые изменяются.

3.7. Экспертные заключения подлежат включению в Регистр.

(п. 3.7 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 12.03.2013 N 119)

3.8. Экспертные заключения о несоответствии муниципальных актов действующему законодательству направляются в органы местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления, принявшим муниципальные акты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»