ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 1996 года N 455
О ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 1997 ГОД В УСЛОВИЯХ ОСОБОГО РЕЖИМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
Фактически утратил силу, поскольку истек срок действия.
Правительство Республики Бурятия отмечает, что экономика и социальная сфера Республики Бурятия продолжают оставаться в кризисном состоянии, снижается уровень жизни большинства населения республики.
Отсутствие научно - обоснованного, исторически выверенного к условиям России курса реформ является главной причиной системного кризиса.
Ориентация только на макроэкономическую стабилизацию, ускоренное разгосударствление национального богатства, созданного трудом нескольких поколений россиян, законодательная регламентация невмешательства органов государственной власти в хозяйственную деятельность, непомерное для нормальной жизнедеятельности налогообложение и другие заимствования из практики рыночно - развитых стран запада стали основой перетока капитала из производственного сектора экономики в торгово - спекулятивный и криминальный секторы, подавления производственно - инвестиционной деятельности.
Для Республики Бурятия, экономическая структура народнохозяйственного комплекса которой формировалась в советскую эпоху не на основе естественных и экономических критериев, а в угоду общесоюзных политико - идеологических задач, последствия проводимого курса экономической реформы обернулись настоящей трагедией. В результате, 1996 год не стал годом стабилизации и запуска механизма экономического роста.
Несмотря на активные действия Правительства Республики Бурятия по принятию мер к стимулированию отраслей материального производства на основе законодательных и нормативных инициатив по предоставлению налоговых льгот, "замораживанию" пени и штрафов, созданию резерва оборотных средств за счет отчислений из прибыли и других, а также по активизации инвестиционных процессов, не удалось остановить спад промышленного производства, который составил за 10 месяцев 1996 года 13% против 4% за соответствующий период 1995 года. Платежный кризис практически парализовал производственную и бюджетную сферы. Консолидированный бюджет республики по состоянию на 1 октября 1996 г. исполнен всего на 61,5%, а его дефицит по отношению к валовой внутренней продукции превысил 5 процентов.
Глубокую озабоченность вызывает старение производственного потенциала экономики республики. Износ его не возмещается обновлением. Только в энергетическом комплексе 55% основных производственных фондов имеют срок службы 20 лет, 28% - свыше 15 лет. Не лучше обстоят дела в лесопромышленном и агропромышленном комплексах, которые определяют экономический потенциал республики. Сохранение указанной тенденции ведет к деиндустриализации экономики.
Настоящим испытанием на выживаемость народов Республики Бурятия стали нарастающие долги по заработной плате и социальным выплатам. Общая задолженность по заработной плате на 1 ноября 1996 г. превысила 460 млрд. рублей, из них 1/3 суммы приходится на бюджетную задолженность.
Общим кризисом неплатежей в значительной степени определяется критическая ситуация в выплате пенсий, длительность задержек которых превышает 60 дней.
Основным источником долгов является федеральный бюджет. Из предусмотренного бюджетом Российской Федерации на 1996 год для Республики Бурятия трансферта в сумме 865,6 млрд. рублей на 10 декабря 1996 г. перечислено всего 367,3 млрд. рублей или 42,5% от годового задания.
Финансирование федеральных инвестиционных программ на территории Республики Бурятия в 1996 году из федерального бюджета выполнено на 41%, в том числе по лимитам Правительства Республики Бурятия - на 5,4 процента.
С огромными трудностями исполняются местные бюджеты. Полную обеспеченность бюджета собственными доходами не имеет ни один район республики. Обеспеченность свыше 50% имеют всего 6 районов, из них Баунтовский (62,4%), Кабанский (51,4%), Муйский (77,6%), Окинский (74,6%), Северобайкальский (61,9%), Селенгинский (72,5%) и города Северобайкальск (75,2%) и Улан-Удэ (69,6%). Бюджетно - кризисными являются Бичурский (22,8%), Закаменский (17,4%), Джидинский (21,3%), Иволгинский (13,6%), Кижингинский (21,2%), Тункинский (20,5%) районы.
Анализ финансово - экономической ситуации в России и в республике в целом показывает, что выход Республики Бурятия из глубочайшего кризиса возможен лишь в расчете на собственные силы и ресурсы, а также путем внесения существенных коррективов в общероссийский курс экономической реформы.
Основной задачей Указа Президента Республики Бурятия от 11 ноября 1996 г. N 394 "О временном введении особого режима управления экономикой и социальной сферой" являются усиление влияния государственных органов власти на хозяйственные процессы путем восстановления республиканского государственного и муниципального заказов на продукцию и услуги местных товаропроизводителей, усиления контроля за товарно - денежным обращением, общественным и экономическим правопорядком, защиты республиканского рынка от товарной экспансии извне, стимулирования совокупного внутреннего спроса, активизации рынка ценных бумаг и другие.
В этих условиях конкретизация программы действий Правительства Республики Бурятия на срок своих полномочий применительно к 1997 году состоит в выработке и осуществлении мер, предусмотренных особым режимом управления.
На основе вышеизложенного Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить план действий Правительства Республики Бурятия на 1997 год в условиях особого режима управления экономикой и социальной сферой, включающий комплекс мер по усилению государственного воздействия на экономику и социальную сферу, согласно приложению, корректировки по реализации отдельных мероприятий после утверждения республиканского бюджета Республики Бурятия на 1997 год.
2. Министерству экономики Республики Бурятия, отраслевым министерствам республики, Госкомитету Республики Бурятия по статистике, Госкомитету Республики Бурятия по управлению госимуществом, Территориальному агентству федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в месячный срок рассмотреть и внести в Правительство Республики Бурятия предложения по поддержке, санации, ликвидации предприятий с учетом их финансово - хозяйственных результатов.
3. Руководителям министерств, ведомств республики, органам местного самоуправления разработать и осуществить оперативные мероприятия по реализации Плана действий Правительства.
4. Министерствам и ведомствам республики в месячный срок подготовить и представить в Министерство экономики Республики Бурятия прогнозные оценки экономических и социальных последствий реализации плана действий и мероприятий особого режима управления экономикой и социальной сферой в Республике Бурятия в 1997 году и предложения, способствующие самодостаточности бюджета, по прилагаемой форме.
5. Возложить персональную ответственность за выполнение Плана действий Правительства на 1997 год на руководителей министерств, ведомств и органов местного самоуправления.
6. Комитету госслужбы, кадровой политики и по работе с местными администрациями Аппарата Президента и Правительства Республики Бурятия:
- завершить в декабре 1996 г. разработку проекта структурного реформирования Правительства Республики Бурятия в направлении централизации властных функций и исключения дублирования, параллелизма в работе органов исполнительной власти;
- до 1 марта 1997 года провести анализ структуры управления органов местного самоуправления и выработать типовую структуру и нормативы численности работников аппарата местных самоуправлений.