Одним из важных элементов нормального функционирования и развития населённого пункта является поддержание приемлемого, низкого уровня риска для работы, отдыха и проживания граждан. Такая минимизация риска во многом связана с обеспечением комплексной безопасности, включающей защиту как от природных и техногенных явлений, так и от противоправных действий отдельных субъектов, а также различных организаций.
На территории Республики Бурятия действуют следующие органы повседневного управления:
- Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Бурятия (ЦУКС ГУ МЧС России по РБ);
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС МО);
- дежурная служба станции скорой медицинской неотложной помощи (служба "03");
- дежурная служба территориального центра медицины катастроф;
- дежурная служба Министерства внутренних дел по Республике Бурятия (служба "02");
- дежурная служба УГИБДД МВД по Республике Бурятия;
- дежурные службы территориальных органов МВД России на муниципальном и межмуниципальном уровне;
- дежурная служба Линейного отдела МВД России на транспорте;
- дежурная служба Управления ФСБ по Республике Бурятия;
- дежурно-диспетчерские службы объектов экономики (ДДС ОЭ).
Все эти службы являются самостоятельными и практически не имеют никаких коммуникационных и информационных связей друг с другом, кроме телефона. Такое положение часто приводит к неэффективной работе как каждой из служб в отдельности, так и к отсутствию или неэффективной координации действий нескольких служб в случае сложных ситуаций. Техническое оснащение каждой из служб также не всегда на должном уровне. Обработка поступающей информации производится большей частью с использованием устаревших технологий, что занимает много времени, снижает скорость реагирования и, как следствие, сказывается на эффективности оказания помощи гражданам, что может приводить к трагическим последствиям для жизни людей и к большим материальным потерям в случаях серьезных аварий и катастроф.
Для предотвращения или снижения последствий реализации угроз необходимо развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", который позволит быстро и эффективно регистрировать сообщения о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и так далее), принимать решение и реагировать на ситуацию всеми доступными средствами.
Эффективное выполнение силовыми ведомственными и службами экстренного вызова большого комплекса задач по обеспечению безопасности возможно только при условии функционирования на территории населенного пункта комплексной системы безопасности, реализующей замкнутый автоматизированный контур оперативного реагирования на факты возникновения угрозы жизненно важным интересам объектов безопасности, находящихся на территории населенного пункта.
Вопрос состоит в повышении эффективности деятельности существующих специализированных служб и подразделений путем повышения уровня ее автоматизации и информационного обеспечения на единой технической и технологической основе. При этом не предполагается создание дополнительных специализированных подразделений (сил реагирования).
Только комплексная система безопасности на территории населенного пункта способна в необходимом объеме обеспечить оперативность, слаженность и координацию деятельности различных структур в процессе выполнения задач и осуществления функций по обеспечению охраны общественного порядка, дорожной, пожарной и экологической безопасности, снижению рисков техногенных и природных катастроф, террористических актов. Только такая система может обеспечить:
- единое централизованное руководство и управление всеми службами и подразделениями на уровне населенного пункта;
- единое информационное обеспечение и информационное взаимодействие служб и подразделений силовых ведомств с другими специализированными службами и структурами, обеспечивающими различные аспекты безопасности;
- комплексную автоматизацию на единой основе различных аспектов деятельности, в том числе по выявлению, предупреждению и оперативному устранению различных фактов возникновения угрозы жизненно важным интересам населенного пункта и его жителей;
- наличие единой технологической и технической основы обеспечения деятельности служб экстренного вызова.