ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 года N 450
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2012 - 2016 ГОДЫ
В целях реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Бурятия на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия руководствоваться положениями Концепции при формировании государственных программ Республики Бурятия.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Бурятия - |
В. Наговицын
___________________
Проект представлен Министерством внутренних дел
по Республике Бурятия
тел. 29-54-31
КОНЦЕПЦИЯ развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Бурятия на 2012 - 2016 годы
Концепция развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Бурятия на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в сфере обеспечения безопасности функционирования и устойчивого развития республики, сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних опасностей и угроз.
Настоящий документ является основой для:
- разработки стратегии и проектных решений по созданию в населенных пунктах Республики Бурятия системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения бе-зопасности;
- совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;
- разработки и реализации целевых программ по обеспечению защиты населения;
- формирования и проведения единой политики органов власти, экономических и социальных структур, населения в сфере обеспечения бе-зопасности.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, законодательство Республики Бурятия.
Особая актуальность проблематики обеспечения безопасности в настоящее время связана с сохраняющейся угрозой террористических действий, активности преступных элементов. Существованию внутренней напряженности и низкого уровня безопасности способствуют некоторые нежелательные процессы, идущие в экономике, политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс, переполненность остановок общественного транспорта и других мест скопления людей.
Кроме того, события последнего времени со всей очевидностью свидетельствуют о том, что традиционные методы борьбы с такими преступлениями, как терроризм, захват заложников, разбойные нападения, заказные убийства, квартирные кражи, угоны автомобилей, а также принятие превентивных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не всегда дают адекватные результаты. Отдельные успехи силовых структур обеспечиваются мобилизацией всех сил и средств в ходе проведения отдельных кампаний после очередного чрезвычайного события и связаны со значительными материальными затратами и напряжением работы личного состава.
Существует необходимость оснащения подразделений органов внутренних дел техническими средствами, позволяющими повысить оперативность реагирования, раскрываемость преступлений, эффективность мер по предупреждению и пресечению правонарушений.
В решении этой задачи значительную поддержку могут оказать современные информационные технологии. Уровень их развития в настоящее время позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально-распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы позволяют осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Существенным элементом такой комплексной системы является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные центры и коммуникации, так и жилые кварталы.
Основной эффект будет достигаться за счет интеграции двух факторов - наличия такой информации в реальном времени и возможности информационных систем по автоматизированной обработке и анализу этих данных. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных датчиков (в т. ч. охранная и пожарная сигнализация), контрольных устройств (пункты пропуска) и систем связи (аварийные вызовы по линиям "01", "02", "03", в дальнейшем "112").
Будучи созданным, комплекс позволит эффективно осуществлять следующие функции:
- постоянное наблюдение за обстановкой в общественных местах, включая улицы и площади, административные здания, детские, спортивные и культурные учреждения, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, подвижной состав транспорта;
- контроль за оставленными предметами, оперативное информирование дежурных служб в случае нарушений общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;
- сплошной визуальный контроль в отдельных местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и сравнения с эталонной базой данных для проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота наркотиков и т. п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться как задачи обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц, так и предотвращения будущих инцидентов (например, отказ в проходе на спортивные и культурные мероприятия выявленным злостным хулиганам, предотвращение попыток террористического захвата);
- контролируемый доступ на объекты и в помещения;
- контроль передвижения автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, выездах/въездах на объекты и контролируемые зоны, поддержку операций по планам обнаружения и задержания разыскиваемых транспортных средств;
- видеонаблюдение за стоянками, транспортными развязками;
- обеспечение экстренной связи с правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем.
Применение санкционированного удаленного доступа к хранилищам видеозаписей и документов с помощью современных беспроводных технологий может дать больший эффект для раскрытия преступлений по горячим следам, а также расследования причин природных и техногенных аварий.
Разработка мер по улучшению состояния безопасности и механизма их реализации должна осуществляться с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, населенному пункту в целом.
Наиболее характерными являются следующие группы угроз (в алфавитном порядке):
- военные;
- информационные;
- коммунально-бытовые;
- криминальные;
- политические;
- природные;
- психологические;
- социальные;
- террористические;
- техногенные;
- экологические;
- экономические;
- эпидемиологические.
Эти угрозы носят комплексный взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и в мире, стабильности социально-экономического развития России и Республики Бурятия как субъекта Федерации и в разные периоды могут изменяться.
Интересы граждан состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности их имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и качества жизни на уровне благополучных городов развитых стран.
Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по выполнению стоящих перед ними задач.
Интересы населенного пункта включают установление политической, экономической и социальной стабильности, соблюдение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности жителей населенного пункта и его структур, исключение условий, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций различного характера. При этом в конкретных сферах интересы населенного пункта заключаются в следующем:
в сфере общественной безопасности:
- в недопущении и своевременном пресечении любых проявлений террористической деятельности;
- в ликвидации условий возникновения явлений криминального характера;
- в поддержке и совершенствовании системы обеспечения правопорядка;
- в создании условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности;
- в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- в создании системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- в развитии и поддержании в готовности сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- в повышении эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;
в техногенной сфере:
- в обеспечении безопасности производственных структур, последовательной их модернизации на основе передовых и безвредных технологий;
- в повышении надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения населенного пункта;
- в обеспечении устойчивого функционирования производств и инфраструктуры населенного пункта в условиях воздействия факторов опасностей и угроз;
в социальной сфере:
- в обеспечении прав каждого человека на личную безопасность;
- в повышении уровня и качества жизни жителей населенного пункта, искоренении бедности, обеспечении достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, в преодолении кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечении здоровья населения;
- в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг;
- в доступности для всех жителей медицинского обслуживания, транспорта, связи;
- в поддержке семьи, как первоначальной ячейки общества;
в оборонной сфере:
- в создании условий для эффективной деятельности предприятий оборонного профиля;
- в организации работ по повышению уровня знаний населения в сфере гражданской обороны;
- в проведении военно-патриотической работы среди молодежи;
- в своевременном и полном выполнении мероприятия мобилизационной подготовки;
в экологической сфере:
- в оздоровлении природной среды, восстановлении приемлемого уровня экологической обстановки в населенном пункте;
- во внедрении передовых природоохранных мер и технологий в генеральный план развития населенного пункта;
- в учете факторов защиты природы при реализации экономических и социальных программ и проектов;
в области экономики:
- в повышении инновационной и инвестиционной активности;
- в борьбе с экономическими преступлениями (в том числе с коррупцией);
- в обеспечении развития и эффективного использования научно-технического потенциала населенного пункта;