Антикризисные меры Правительства Республики Бурятия направлены на сохранение и поддержание систем жизнеобеспечения населения республики, устранение возможности наступления разрушающих изменений в хозяйственном комплексе республики, укреплении правопорядка.
Преодоление кризисной ситуации, достижение устойчивой стабилизации рассматривается Правительством республики как необходимое условие для перехода экономики к устойчивому экономическому росту.
Отработка технологии решения текущих социальных и экономических проблем будет осуществляться в рамках согласованной политики федерального центра и Республики Бурятия.
В целом политика правительства Республики Бурятия в 1999 году будет направлена на решение следующих задач:
1. Нормализацию условий жизни населения республики: предотвращение угрозы нехватки продовольствия, обеспечение жизненно важными лекарствами средствами, предотвращение аварийных ситуаций и сбоев в системе энерго-, тепло и водоснабжения.
2. Преодоление бюджетного кризиса и восстановление банковского сектора.
3. Аккумулирование и рациональное распределение финансовых ресурсов.
4. Поддержку реального сектора экономики.
2.1. Оценка социально - экономического положения
Экономика Республики Бурятия в последние годы находится в глубоком депрессивном состоянии. За годы реформирования (1992 - 1998 гг.) уровень падения ВРП достиг 59%. Еще существеннее сократились инвестиции. Ухудшилась ситуация в сфере финансов и взаимных расчетов между всеми субъектами экономики. Кризис приобрел системный характер, что затрудняет решение социальных проблем. Он вызван не только ошибками в экономической политике России, но и исторически сложившейся структурной диспропорцией в системе воспроизводства, директивно заложенный союзным центром системой разделения труда.
За годы реформ в промышленности республики структурные сдвиги произошли в худшую сторону. Удельный вес легкой промышленности снизился с 29,4% в 1991 году до 1,5% в 1998 году, пищевой промышленности с 18,6% до 10,5%, машиностроении и металлообработке с 19% до 1,4%, лесной промышленности с 14,3% до 10,3%. Выросли удельные веса в электроэнергетике с 5,3% до 43% и топливной промышленности с 1,9% до 9,5%, соответственно. В общем объеме промышленной продукции удельный вес добывающих отраслей вырос с 12% до 60%.
Основные отрасли экономики республики не в состоянии обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство. Свыше 70% предприятий промышленности оказались убыточными с низким уровнем конкурентных преимуществ. Имеет место технологическая деградация предприятий. Под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно - техническую продукцию, значительно снизились масштабы инновационной деятельности. Физический износ основных производственных фондов достиг 60%, а моральный еще больше.
Положение производственной сферы осложняется отсутствием оборотных средств у предприятий, высокой налоговой нагрузкой, ограничениями спроса на выпускаемую продукцию, ввиду низкой конкурентоспособности.
В сельском хозяйстве произошли структурные изменения, которые привели к созданию многоукладной экономики на селе, снизилась доля продукции, производимой государственными и коллективными предприятиями, существенно возросла роль личных подворий.
В результате перестройки системы поддержки АПК практически полностью прекратились инвестиции в сельское хозяйство. Объем инвестиций в сельское хозяйства в 1998 году оценивается 1,5% к уровню 1991 года. Замена прямых инвестиций на кредиты привела к подрыву материально технической базы сельского хозяйства.
За годы реформ значительно подорван производственный потенциал агропромышленного комплекса, поголовье скота и птицы во всех категориях хозяйств. Трудности экономического характера усугубляются незавершенностью реальных институциональных преобразований.
Сельское хозяйство республики нуждается в значительных финансовых вливаниях для продолжения структурной перестройки в направлении повышения эффективности работы предприятий и конкурентоспособности продукции.
Байкал и связанные с ним проблемы создали серьезные экологические ограничения в использовании природного потенциала республики, что проявилось, с одной стороны, в прямом запрете на некоторые виды деятельности, а с другой - в необходимости осуществления серьезных природоохранных мероприятий, которые являются капиталоемкими и ведут к удорожанию производимой продукции и снижению конкурентоспособности.
Введение Президентом республики в 1997 году особого режима управления экономикой и социальной сферой привели к неплохим результатам. Объем ВРП вырос на 1%, стабилизировался выпуск промышленной продукции (100,1%), производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 4%, прирост инвестиций составил 4%, объем платных услуг увеличился на 3%, выросли темпы жилищного строительства. Среди 10 регионов, входящих в Восточно - Сибирский район. Республика Бурятия по темпам роста промышленной продукции заняла 3 место.
В 1998 году финансовый и банковский кризис, поразивший всю экономику России, привел и к ухудшению социально - экономической ситуации в республике. Ускорился рост неплатежей, стали сокращаться поступления от экспорта, обострился бюджетный кризис. В социальной сфере кризис достиг наивысшей точки. Задержки по заработной плате только в бюджетной сфере достигают 4 и более месяцев. В производственной сфере задолженность по заработной плате превышает годовой срок.
В краткосрочной перспективе на общеэкономическую ситуацию будут оказывать значительное воздействие следующие негативные факторы:
В промышленности нарастают темпы спада и к концу года возможно снижение объемов на 18 - 20 процентов. Производство алкогольных напитков предприятиями республики сократится более чем на 20%.
Развитие этого процесса создаст крайне трудные стартовые условия для развития экономики в следующем году, обострит положение с занятостью населения республики.
Сельское хозяйство республики, с преобладанием в его структуре доли частного сектора, оказалось наиболее устойчивым к финансовому кризису. Сокращение импорта продовольствия создает благоприятные условия для сельхозпроизводителей республики.
В то же время ряд неблагоприятных факторов, приведших к снижению урожайности картофеля, овощей и удельного веса животноводства, приведут к общему падению объемов в 1998 году до 97%.
Продолжается снижение уровня жизни населения республики.
Рост товарооборота сменился его падением, которое может достичь в 4 квартале 6 - 7 процентов, а в следующем году, если не переломить сложившуюся тенденцию, 8 - 10 процентов.
Помимо обнищания значительной части населения, это грозит увеличением разрыва в уровне жизни населения республики по сравнению с другими регионами России.