Главная цель социальной политики - установление оптимального соотношения между стимулами экономической активности трудоспособного населения и социальной защиты тех, кто в ней нуждается, между мерами, направленными на решение перспективных и текущих социальных задач.
Социальная политика Правительства Республики Бурятия включает:
Краткосрочные цели: периодическая корректировка курса социальной политики в зависимости от сложившейся экономической ситуации и увязанной с необходимостью решения в 1999 году следующих задач:
- достижение ощутимого перелома в улучшении материального положения и условий жизни населения республики;
- сокращение масштабов бедности;
- создание условий для эффективной занятости населения
- сохранение и поддержание объектов социальной сферы.
Среднесрочные цели:
- обеспечение оптимального соотношения социально - политической стабильности и экономического роста;
- четкое разграничение предметов ведения, полномочий и ответственности в решении социальных вопросов органами исполнительной власти и муниципальных образований;
- нормализация и улучшение демографической ситуации;
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- реализация конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
- существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Социальная политика Правительства республики в 1999 - 2002 годах будет ориентирована на поддержку эффективного и производительного труда как основы материального благополучия граждан республики в сочетании с социальной защитой тех, кто по объективным причинам не может самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни.
Основными направлениями социальной политики на предстоящий период являются:
- создание экономических условий для повышения трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, обеспечение правовых гарантий работников наемного труда предприятий всех форм собственности, в том числе по своевременной и полной оплате труда, социальному страхованию, охране, условиям и режимам труда;
- проведение политики эффективной занятости, регулирования безработицы, оказание помощи в трудоустройстве молодежи, работникам, высвобождаемым с обанкротившихся предприятий.
4.2. Рынок труда и занятость населения
Для состояния современного рынка труда в республике характерны следующие ключевые проблемы:
- Высокая концентрация рабочей силы на убыточных предприятиях, большие масштабы недоиспользования рабочего времени занятых, низкая эффективность труда и заработной платы, снижение в составе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности, отсутствие экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада.
- Потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работника, их переток в сферу неформальной занятости, часто не требующей прежней квалификации, миграции из республики.
- Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест наряду с медленным наращиванием новых рабочих мест, резко снижающие возможности трудоустройства незанятых лиц из-за увеличения числа непрестижных рабочих мест, ведущих к росту травматизма и профессиональных заболеваний в результате увеличения доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, а также физически и морально устаревших.
- Сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально - демографических слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других).
- Большая дифференциация территориальных (районных) рынков труда, наличие значительного числа территорий с острой и критической ситуацией в сфере занятости при ограниченных возможностях перетоков рабочей силы по территории республики.
Рынок труда в республике за период с 1999 по 2002 годы будет развиваться в значительной мере под влиянием тех процессов, которые имели место 1997 - 1998 годах. В связи с этим ближайшую перспективу следует рассматривать как переходный этап от одного состояния занятости и рынка труда, имеющего в основном стагнационный характер, к другому, когда на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства.
Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, характеризующейся ростом численности безработных, в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости, с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней численности персонала в связи со структурой перестройки экономики.