Обобщающим показателем количественной оценки экономического развития республики является производство валового регионального продукта (ВРП). В течение ряда последних лет в структуре ВРП сохранялась тенденция сокращения доли отраслей, производящих товары, и увеличение доли отраслей, производящих услуги преимущественно не рыночного характера (ЖКХ, услуги бюджетной сферы). В настоящей программе достижение экономического роста предусматривается за счет увеличения объемов производства в промышленности, сельском хозяйстве, а также в сфере рыночных услуг, на долю которых приходится более трех четвертей валовой добавленной стоимости. Именно поэтому политика экономического роста будет построена на стимулировании развития производств и услуг с высокой долей добавленной стоимости.
Основным препятствием для увеличения масштабов производства товаров и услуг выступают неблагоприятные макроэкономические условия, сложившиеся в экономике в результате финансового кризиса и последовавшее после этого снижение инвестиционного и потребительского спроса.
Совокупный спрос, в дополнение к указанным выше факторам, ограничен структурными сдвигами в экономике, в результате которых резко сократился удельный вес производства потребительских товаров. Последовавший за этим неудовлетворительный баланс ввоза - вывоза товаров и услуг приводит к вывозу из республики денежных ресурсов и доминации на рынках республики более дорогих потребительских товаров, ввозимых из других регионов.
Основная задача Правительства в период до 2002 года по стимулированию экономического роста заключается в том, чтобы создать условия предприятиям для сохранения производственного, научно - технического и кадрового потенциала, используя для этого все механизмы государственного регулирования, направленные на:
- укрепление конкурентных позиций республики в целом, отраслей, предприятий, продукции и услуг;
- снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики;
- поощрение деловой активности населения, предприятий и организаций;
- повышение роли домашних хозяйств в экономике в направлении роста товарности личных подворий, развитием традиционных промыслов;
- стимулирование внутреннего спроса посредством госзаказа;
- развитие инфраструктуры товарных рынков;
- гарантии по защите инвестиций, собственности и сбережений;
- фискальное стимулирование экономического роста за счет снижения налоговой нагрузки при увеличении добавленной стоимости;
- снятие барьеров и ограничений для свободного перелива финансовых ресурсов в сферы экономики, где выше эффективность вложений;
- стимулирование занятости и совершенствование системы социальной поддержки населения;
- стимулирование инноваций и эффективности производства;
- реформирование неэффективно работающих предприятий;
- рационализация ввоза - вывоза в направлении достижения положительного сальдо;
- расширение системы страхования в сфере материального производства в целях снижения ущерба от форс - мажорных обстоятельств.
Регулирование товарных рынков
В республике не сформировались цивилизованные рынки по основным товарным группам. Действующие рынки не выполняют своей основной функции по формированию прогнозируемого спроса и установлению равновесной цены, отражающей истинный баланс спроса и предложения.
В связи с этим, Правительство Республики Бурятия будет создавать условия для работы механизмов рыночной конкуренции, кардинально повышать эффективность антимонопольного регулирования, защищать права потребителей, устранять диспропорции в ценах и доходах, блокирующих экономический рост и социально - экономическое развитие республики.
Программные мероприятия Правительства Республики Бурятия направлены на:
- обеспечение условий для действия механизмов рыночной конкуренции в торговле;
- формирование нормативной базы, предусматривающей меры по контролю над рынком;
- проведение конкурсов, торгов и аукционов для размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд.
Правительство республики будет стимулировать развитие инфраструктуры товарных рынков посредством создания эффективной оптовой торговли, позволяющей осуществлять хранение и продвижение товаров с минимальными затратами на базе действующих в республике оптовых предприятий; участия товаропроизводителей и оптовых предприятий в региональных и межрегиональных ярмарках; развития фирменной торговой сети; достижения взаимодействия между производителями и потребителями.
В целях регулирования потребительского рынка Правительством республики разрабатывается проект закона Республики Бурятия "О регулировании торговой деятельности в Республике Бурятия".
Для повышения качества торгового обслуживания населения будет введена система сертификации услуг розничной торговли.