ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2012 года N 439
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"
Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000201400017 (от 21.01.2014 N 15)
Изменения в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000201300196 (от 19.03.2013 N 128)
НГР ru04000201300577 (от 05.07.2013 N 356)
НГР ru04000201300769 (от 19.08.2013 N 448)
Во исполнение Закона Республики Бурятия от 16.09.1997 N 559-I "О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия", в целях рационального использования природных лечебных ресурсов, развития гидроминеральной базы, создания условий для подготовки придания республиканского статуса лечебно-оздоровительным местностям и курортам, развития ныне функционирующих санаторно-курортных учреждений, удовлетворяющих потребность граждан в санаторно-курортных услугах, и развития лечебно-оздоровительного туризма в республике Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия на 2012 - 2014 годы"* (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Правительство Республики Бурятия.
3. Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Шутенков И.Ю.) при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период включать Программу в Перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия принять участие в реализации Программы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
И. Егоров
___________________
Проект представлен Министерством здравоохранения
тел. 21-76-78
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия на 2012 - 2014 годы"
В редакции постановлений Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000201300196 (от 19.03.2013 N 128)
НГР ru04000201300769 (от 19.08.2013 N 448)
В редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 19.03.2013 N 128
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Законы Республики Бурятия от 16.09.1997 N 559-I "О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия", от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах", постановление Правительства Республики Бурятия от 29.09.2009 N 368 "О мерах по реализации Закона Республики Бурятия "О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия", постановление Правительства Республики Бурятия от 09.03.2010 N 78 "Об утверждении Положения о признании территорий Республики Бурятия лечебно-оздоровительными местностями и курортами местного значения" |
Государственный заказчик | Правительство Республики Бурятия |
Основной разработчик | Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Цели и задачи Программы, | Цели Программы - сохранение и рациональное использование ценных природных лечебных ресурсов, укрепление гидроминеральной базы, развитие лечебно-оздоро-вительных местностей и курортов. |
Сроки реализации и этапы реализации Программы | 2012 - 2014 годы |
Основные мероприятия | Исследование природных минеральных источников для выявления лечебных факторов. |
Исполнители Программы | Министерство здравоохранения Республики Бурятия; |
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия; | |
Объемы и источники | Общая сумма затрат на Программу - 420,453 млн. рублей, в том числе: |
В редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 19.03.2013 N 128 | |
Ожидаемые конечные | Увеличение количества территорий, признанных лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского значения, до трех в 2015 г. |
Система организации | Государственный заказчик Программы осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией. Исполнители представляют информацию и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств республиканского бюджета. |
___________
*Справочно, носит прогнозный характер.
Во исполнение Закона Республики Бурятия от 16.09.1997 N 559-I "О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия" Правительством Республики Бурятия (постановления от 29.09.2009 N 368, от 09.03.2010 N 78) утверждены положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского и местного значения.
В настоящее время в республике отсутствуют официально признанные лечебно-оздоровительные местности и курорты республиканского либо местного значения.
Территории, имеющие необходимые запасы минеральных вод, лечебных грязей, источники хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения могут быть признаны лечебно-оздоровительной местностью республиканского и местного значения.
Для признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом республиканского либо местного значения в соответствии с постановлениями требуется подготовка пакета документов, который включает следующие документы:
- бальнеологическое заключение о качестве природных лечебных факторов;
- экспертное заключение о запасах природных лечебных ресурсов;
- заключение государственной экологической экспертизы;
- заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы о состоянии территории;
- планово-картографический материал с указанием границ лечебно-оздоровительной местности, с информацией о землепользователях, топографический план с экспликацией угодий и сведениями об их пользователях.
Подготовку пакета документов для придания территории статуса лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского и местного значения осуществляют уполномоченный орган Правительства Республики Бурятия и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
Одним из основных мероприятий подготовки территории к приданию статуса лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского или местного значения является получение бальнеологического заключения (исследование природного минерального источника для изучения физико-химического состава минеральной воды или грязи и методов использования с лечебно-профилактической целью).
По результатам бальнеологического заключения необходимо провести работу по привлечению инвестора, который на основании соответствующей лицензии проводит геологоразведочные работы по подсчету запасов минеральных вод (разведка подземных вод минеральных и питьевых не относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и может финансироваться только за счет федерального бюджета либо из внебюджетных источников) с целью получения экспертного заключения о запасах природных лечебных ресурсов. Только после получения экспертного заключения по запасам природных лечебных ресурсов могут быть произведены расчеты экономической эффективности освоения данной территории.
На основании бальнеологического заключения и заключения о запасах природных лечебных ресурсов готовятся заключения государственной экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз.
Процедура получения заключений, включая исследование источника, его запасов, составляет не менее 1,5 - 2 лет.
В целях оказания содействия органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в придании территориям статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов мероприятия по исследованию минеральных источников включены в перечень текущих расходов, включаемых в республиканскую целевую программу (постановление Правительства Республики Бурятия от 22.09.2010 N 407 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведению экспертизы и реализации республиканских целевых программ".
Проблема восстановления и развития человеческого ресурса вышла в России на уровень важнейших национальных задач. Это значит, что необходимо развивать восстановительную медицину и укрепление санаторно-курортной реабилитации, основной задачей которых является увеличение функциональных резервов и компенсация нарушенных функций организма.
В современном мире наиболее востребованным является лечебно-оздоровительный туризм, который предусматривает перемещение туристов в пределах государственных границ и за пределы государственных границ на срок не менее 20 ч и не более 6 мес. в оздоровительных целях, целях профилактики различных заболеваний организма человека.
Решение данных задач станет возможным благодаря усилению государственного регулирования развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обязательному и необходимому взаимодействию исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, частных организаций (инвесторов) для решения задач программными средствами.
Настоящая Программа направлена на создание организационных, кадровых, материально-технических и финансово-экономических условий для решения существующих проблем для развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия.
По разнообразию природных лечебных факторов, главнейшими из которых являются минеральные воды, лечебные грязи, ландшафтно-климатические условия, наша республика превосходит другие в количественном отношении, но отстает по детальности изучения их генезиса и состава, по глубине научных проработок медицинских показаний к их применению и по наличию оригинальных методик их лечебного использования.
В Республике Бурятия имеется множество неосвоенных и малоосвоенных "диких" территорий, обладающих природными лечебными ресурсами. Практически не проводится работа по разведке, освоению и охране месторождений минеральных вод, грязей и т. д. Все это свидетельствует о том, что не на должном уровне находятся вопросы рационального использования региональных лечебных природных ресурсов.
В соответствии с Реестром минеральных вод в республике имеются 303 минеральных источника различных типов (холодные и термальные) и 55 минеральных озер. В настоящее время в республике отсутствуют официально признанные лечебно-оздоровительные местности и курорты республиканского либо местного значения.
С учетом имеющихся исходных данных (дебит воды, фактическая посещаемость, наличие инфраструктуры, наличие прав обременений на земельные участки вблизи источников) минеральные природные источники разделены на 3 категории для дальнейшей работы в соответствии с очередностью.
1. Источники 1 очереди
Данная группа источников выделена с учетом дебета воды, достаточного для организации санаторного комплекса, имеющегося высокого спроса среди населения, максимальной приближенности к объектам инфраструктуры:
- источники Кучигерский и Умхей (Курумканский район);
- Питателевский источник (Прибайкальский район);
- Халютинский источник (Иволгинский район).
2. Источники 2 очереди
Данная группа источников выделена с учетом имеющихся обременений на земельные участки вблизи источников, отдаленности источника от центральной части республики, объектов инфраструктуры и проблем обеспечения в связи с этим туристических потоков:
- источник Загза (Кабанский район);
- источники Жемчугский и Тункинский (Тункинский район);
- источник Хакусы (Северо-Байкальский район);
- источник Толстихинский (Баргузинский район);
- источники Гаргинский, Могойтинский и Аллинские источники (Курумканский район).
3. Источники 3- й очереди
Данная группа источников выделена в связи с их отдаленностью и большими затратами на строительство инфраструктуры:
- источник Дзелинда (Северо-Байкальский район);
- Баунтовский источник (Баунтовский эвенкийский район);
- источники Хойто-Гол, Жойган, Шумакские (Окинский район);
- источники Гоуджекит, Ирканинский (Северо-Байкальский район);
- источник Сеюй (Курумкаский район);
- источники Муйский и Толмачевский (Муйский район);
- источник "Енгорбойский аршан" (Закаменский район);
- источник "Ута Булаг" (Иволгинский район).