3.2.1. Совершенствование системы образования и науки
Процесс модернизации системы образования Правительство Республики Бурятия будет осуществлять с учетом реально складывающейся экономической ситуации и демографических тенденций.
Цели модернизации образования:
- обеспечение современного качества образования;
- создание механизма устойчивого развития системы образования;
Для достижения указанных целей выделены следующие задачи:
- обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- повышение качества образования;
- формирование нормативно-правовых и организационно-экономических мер привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма педагогических кадров.
Важным показателем качества образования является "самодостаточность" образовательной системы - способность удовлетворить образовательные запросы населения, производственных, коммерческих, культурных, научных, политических, общественных структур и организаций по типам и видам реализуемых образовательных программ.
Изменение отношения органов государственной власти Республики Бурятия и общества к образованию должно выразиться в увеличении объема его финансовой поддержки, особой заботе о работниках образования, создании условий для использования интеллектуального потенциала образованных людей и формировании общественного мнения о ценности образования.
Особое внимание будет сосредоточено на создании единой информационной среды, обеспечении учебным оборудованием, оптимизации сети образовательно-производственных и социально-культурных комплексов; организации полноценного транспортного обслуживания сельских школ за счет программы "Школьный автобус"; развитии сети образовательных учреждений интернатного типа; развитии дистанционного образования (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционного обучения.
Обеспечение школ учебниками нового поколения в условиях модернизации образования превращается в задачу первостепенной важности, от решения которой зависит сохранение доступности и качества образования.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 1756 - р "Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего образования.
Правительство окажет поддержку работе инновационных учреждений получивших статус Федеральной экспериментальной площадки (ФЭП и ФЭП - кандидат) и активное участие общества в образовательной деятельности через создание попечительских советов.
Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на:
- необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок;
- достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи;
- расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность.
Учреждения дополнительного образования детей были и остаются одними из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Цель программы - развитие системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.
Ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:
- демократизация образовательного процесса;
- поддержка и развитие детского творчества;
- воспитание культуры здорового образа жизни;