3.1.1. Демографическая политика
Численность постоянного населения Республики Бурятия на начало текущего года составила 1013,9тыс. человек и за последние 10 лет сократилась на 37,1 тыс. человек, в том числе за счет естественной убыли - 4,2 и миграционного оттока - 32,9 тыс. человек. При сохранении негативных демографических тенденций миграционного оттока и естественной убыли населения уже в 2007 году численность населения Бурятии по прогнозу Госкомстата составит около 1 млн. человек. При этом количественное снижение населения будет сопровождаться ухудшением его возрастной структуры, сократится доля детей и возрастет доля лиц старше трудоспособного возраста.
Правительством Республики Бурятия в целях повышения эффективности государственного регулирования в сфере социально-демографических процессов принята Концепция демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года. Главной целью реализации мероприятий Концепции на этом этапе является стабилизация численности населения и преодоление тенденций демографического спада 1990-х годов. Выделяется три блока приоритетов:
1. Оптимизация процессов миграции и расселения.
2. Снижение уровня смертности и повышение ожидаемой продолжительности жизни населения.
3. Стимулирование рождаемости и укрепление института семьи.
В сложившихся условиях современной демографической ситуации преодоление негативных тенденций может устанавливаться как долгосрочная перспектива, так как необходимо изменить не только социально-экономические условия, но и уровень демографического сознания населения. В этой связи повышенное внимание Правительством Республики Бурятия уделяется государственной поддержке молодых семей. Определенные результаты должно дать осуществление Республиканских целевых программ "Обеспечение жильем молодых специалистов", "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы" и отраслевых программ "Кадры".
Основным фактором снижения численности населения Республики Бурятия выступает отрицательная миграция. Основная причина выбытия мигрантов в возрасте 16-19 лет связана с учебой (66%). Выбытие молодежи в возрасте 20-29 лет обусловлено личными и семейным обстоятельствами (35%) и поиском работы (30%). Выше процент выбывших в связи с работой в возрастной группе 30-39-летних мигрантов (33%), несколько ниже у 40-49- летних (27% от общего числа выбывших из Республики Бурятия). В старших возрастах доминируют личные и семейные причины. Значительная часть мужчин трудоспособного возраста (29%) покидает Республику Бурятия в поисках работы (у женщин -19%).
На молодежь 16-29 лет приходится до половины всех выбывших (49% в 2001 году), а на трудоспособное население - около 74%. С отъездом молодежи увеличивается доля пожилых лиц в возрасте 65 лет и старше. По состоянию на 1 января 2002 г. удельный вес пожилых людей и стариков в составе населения составил в сельской местности 10 %, в городах и поселках - 7,7%. В целях преодоления отрицательного действия миграционного фактора реализуются: Концепция реформирования заработной платы и доходов населения, Концепция развития персонала на производстве, Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест. Необходимо подчеркнуть, что без создания высокооплачиваемых и современных рабочих мест решение миграционной проблемы не представляется возможной.
3.1.2. Денежные доходы населения
Основными целями Правительства Республики Бурятия на период полномочий являются:
- обеспечение поступательного повышения реальных денежных доходов населения Республики Бурятия не менее чем на 6 % в год;
- снижение доли населения, имеющего денежные доходы ниже прожиточного минимума в 2003-2007 гг. на 2 % в год;
- повышение начисленной среднемесячной заработной платы к 2007 году в 2 раза.
Приоритетным направлением остается развитие и совершенствование системы тарифного регулирования оплаты труда во внебюджетном секторе экономики. В рамках реализации данного направления планируется расширение сферы применения системы социального партнерства, увеличение численности работников, охваченных коллективно-договорным регулированием; последовательное приближение размера минимальной тарифной ставки работника I разряда базовой отрасли (машиностроение и металлообработка), зафиксированной в Региональном соглашении до 100 % в 2005-2007 гг.; оказание организациям методической помощи в совершенствовании систем оплаты труда с целью повышения воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, снижения неоправданной дифференциации в оплате труда; содействие сокращению и ликвидации задолженности по оплате труда.
Реформирование оплаты труда во внебюджетном секторе экономики будет осуществляться через систему соглашений между Правительством Республики Бурятия и отдельными хозяйствующими субъектами в рамках системы индикативного управления.
В сельском хозяйстве обеспечению роста реальных денежных доходов населения будут способствовать принятие и реализация мероприятий Концепции реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. Реализация данных концептуальных подходов позволит увеличить к 2005 году номинальную заработную плату сельскохозяйственных работников не менее чем в 2 раза, реальную - до 175 процентов, будет способствовать росту доходов работников, занятых в сельском хозяйстве на 15-20 процентов.
3.1.3. Создание и сохранение рабочих мест, занятость населения
Действия Правительства Республики Бурятия по созданию и сохранению рабочих мест направлены на обеспечение сбалансированного подхода по формированию эффективной структуры занятости населения и роста производительности труда.
Мероприятия, принятой Правительством Республики Бурятия Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия, будут концентрироваться на направлениях, способствующих расширению числа рабочих мест при решении наиболее острых проблем рынка труда применительно к депрессивным населенным пунктам и к отдельным группам неконкурентоспособных незанятых граждан: молодежь, безработные, беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды, осужденные и т.д.
Будет создан межведомственный экспертный Совет по проведению социальной экспертизы программ социально-экономического развития отраслей экономики и территорий. Его деятельность будет направлена на координацию и регулирование рынка труда, обеспечения социально приемлемого уровня безработицы и социальную стабильность общества.
Реализация Генеральной схемы позволит создать 16207 рабочих мест и сохранить 3548 действующих рабочих мест, а также содействовать занятости 21055 безработных граждан. Общие затраты составят 1365 млн. рублей.
3.1.4. Жилищная политика
Жилищная политика в Республике Бурятия в ближайшие 5 лет будет развиваться по следующим основным направлениям:
- формирование устойчивого экономического оборота недвижимости в жилищной сфере, включая арендные отношения;
- обеспечение доступности жилья для различных слоев населения в соответствии с платежеспособным спросом;
- совершенствование управления жилищным фондом и повышение качества услуг;
- социальная защита малообеспеченных граждан.