В период становления местного самоуправления в Республике Бурятия была использована модель, когда муниципальные образования создавались в административных границах районов и городов. Всего было создано 23 муниципальных образования - на базе 21 сельских районов и двух городов Улан-Удэ и Северобайкальск.
Складывавшаяся десятилетиями районная инфраструктура представляет собой тот уровень системы территориального управления, где объективно сосредоточены основные финансовые, экономические, кадровые и информационные ресурсы публичной власти, где исторически обеспечивалось комплексное развитие территорий. Сохранение районной инфраструктуры обеспечивает прозрачность доходов и расходов органов власти всех уровней. Муниципальные образования обладают бюджетными правами в рамках, определенных федеральным законодательством. Их финансовые взаимоотношения, а именно объемы предоставляемой им финансовой помощи и нормативы отчислений от регулирующих налогов, определяются федеральным и республиканским законодательством.
Сегодня, на новых этапах социально-экономического Республики Бурятия и укрепления государственности в целом, необходимо совершенствовать основы организации и функционирования местного самоуправления. Уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти - одна из первоочередных задач государственного строительства. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы институтов власти. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.
Одна из самых острых проблем - несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления.
С другой стороны, также слаба правовая база регулирующая нормы организации и функционирования местного самоуправления, таких как определение территории муниципального образования, его основных функций, предметов ведения и полномочий. К тому же имеется несогласованность федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с рядом базовых законов, принятых позднее, таких как Бюджетный и Налоговый кодексы.
Отсутствие четкого разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления также является тормозом на пути развития местного самоуправления.
Для преодоления перечисленных проблем требуется усилие всех ветвей власти Республики Бурятия.
Органы местного самоуправления должны эффективно решать социальные задачи, такие как обеспечение населения социальным жильем, предоставление основного общего образования, обеспечение первичной медицинской помощи, благоустройство территории, предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и связи, создание оптимальных условий для качественного торгового, бытового, культурного обслуживания населения.
В экономической сфере органы местного самоуправления способны мобилизовать все местные ресурсы (финансовые, природные, человеческие, иные). При незначительности таких ресурсов в каждом отдельном случае, в целом они составляют весьма существенную величину и этот резерв экономического роста необходимо использовать в полной мере.
Необходимо строить работу по пути рационализации системы разделения полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Она должна заключаться в четком закреплении конечного объема предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, повышении ответственности за исполнение функций, возложенных исключительно на органы местного самоуправления, исключении дублирования. Все это в целом должно позволить определить объемы необходимых финансовых ресурсов.
Структурная модернизация местного самоуправления должна заключаться в выработке синтетического подхода к территориальной организации местного самоуправления, которая позволит соединить преимущества "поселенческого" и "районного" моделей, в результате чего будет обеспечено соответствие республиканской системы организации местного самоуправления федеральному законодательству.
Усиление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и их ответственности перед государством и гражданами должна упростить механизм наступления ответственности органов местного самоуправления, расширить перечень оснований наступления такой ответственности.
Кадровое обеспечение органов местного самоуправления определяется дальнейшим развитием системы муниципальной службы: подготовки, переподготовки и обучения муниципальных служащих; аттестации, применением новых методов и форм работы с резервом, наймом, прохождением муниципальной службы муниципальными служащими.
Таким образом, вышеперечисленные проблемы, их своевременное и должное решение заинтересованными органами власти всех уровней, позволит осуществить дальнейшее развитие местного самоуправления и продвинуться в направлении выстраивания эффективной, соответствующей современным требованиям, системы взаимодействия уровней публичной власти в Республике Бурятия.