Недействующий

О ПРОГРАММЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ОТ ПОДЪЕМА ЭКОНОМИКИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

1.1. Итоги выполнения Программы действий Правительства Республики Бурятия на 1999-2002 г.г. "От стратегии преодоления кризиса к стратегии подъема экономики"


Финансовый и банковский кризис, поразивший в 1998 году всю экономику России, привел к ухудшению социально-экономической ситуации в Республике Бурятия. Ускорился рост неплатежей, значительно сократились поступления от экспорта, обострился бюджетный кризис. Наивысшей точки достиг кризис в социальной сфере. Задержки по заработной плате в бюджетной сфере составляли четыре и более месяцев, в производственной сфере - более года.

Острота ситуации потребовала от Правительства Республика Бурятия, территориальных федеральных органов власти и органов местного самоуправления проведения экстренных антикризисных мер.

Экономическая политика Правительства Республики Бурятия была направлена на решение следующих задач:

- преодоление бюджетного кризиса и нормализация работы банковского сектора;

- аккумулирование и рациональное распределение финансовых ресурсов;

- поддержка реального сектора экономики;

- нормализация условий жизни населения Республики Бурятия: предотвращение угрозы нехватки продовольствия, обеспечение жизненно важными лекарственными средствами, предотвращение аварийных ситуаций и сбоев в системе энерго-, тепло- и водоснабжения.

За последние 4 года Правительством Республики Бурятия сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы на основе законодательного закрепления механизмов ее функционирования. Приняты нормативные правовые акты, способствующие превращению бюджета в активный инструмент государственной экономической политики, направленной на достижение устойчивого роста, повышение эффективности производства и благосостояния населения.

Постоянный мониторинг за финансовым состоянием организаций в Республике Бурятия, снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, реализация Концепции промышленной политики, программы организационно-технических мероприятий по модернизации организаций стройиндустрии, стабилизации производственного и финансового состояния промышленных организаций, созданию условий для пополнения оборотных средств, накопления собственных и привлечению сторонних ресурсов, позволили увеличить финансовый потенциал бюджетной системы Республики Бурятия.

Эффективность комплекса принимаемых мер Правительством Республики Бурятия отражена в положительной динамике промышленного производства. За 1999 - 2002 год среднегодовой прирост промышленной продукции составил 11%, превысив заданный Программой действий Правительства Республики Бурятия на 1999-2002гг. двухпроцентный среднегодовой прирост.

Произошли структурные изменения в экономике Республики Бурятия. Увеличилась доля продукции машиностроения и металлообработки, цветной металлургии. Сократилась доля электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, пищевой, строительной, топливной промышленностей.

Принятые Правительством Республики Бурятия меры позволили организациям реального сектора экономики приступить к реструктуризации накопленной задолженности, реализовать крупные инвестиционные проекты по выпуску новых видов продукции.

Правительством Республики Бурятия предприняты на законодательной основе ряд решений, предотвративших изменение структуры корпоративного капитала, закрытие производств, обострение социальной обстановки и других негативных последствий.

Этому способствовала политика Правительства Республики Бурятия, проводимая по отношению к крупным организациям, имеющим свободное технологическое оборудование и производственные корпуса. Был введен институт территориальных - производственных зон, где сама организация обретала статус базовой, а привлеченные хозяйствующие субъекты - ее внешними участниками. Однако полного эффекта "налоговых ясель" и расширение числа участников достичь не удалось и главная причина - в низкой деловой активности населения и высокие риски, в том числе, связанные с кредитованием инвестиционных проектов.

Избирательность Правительства Республики Бурятия и его ориентация на оказание государственной поддержки, прежде всего конкурентоспособных производств, позволили поднять рейтинг развития промышленного производства Республики Бурятия среди регионов России.

Благодаря деятельности Президента Республики Бурятия в отношениях с федеральными органами государственной власти, вклада его политической ренты в социально-экономическое развитие Республики Бурятия были положительно решены вопросы финансирования, размещения государственных и экспортных заказов, развития корпоративных и кооперационных связей, освоения новых изделий и производств.

За последнее десятилетие, в результате проведенных Правительством Республики Бурятия социально-экономических преобразований, сложилась многоукладная экономика на селе. Существенно расширились права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей, произошла смена их организационно-правовых форм.

Возросла доля продукции в структуре валовой продукции сельского хозяйства, производимой личными подсобными хозяйствами.

Вместе с тем, в условиях передела собственности на землю, резкого ограничения государственных поставок сельскохозяйственной техники и агрохимических средств, сельское хозяйство вынуждено было перейти на мелкотоварное и подворное ведение хозяйства.

Это приведет (по оценочным данным) к снижению выпуска валовой продукции сельского хозяйства в 2002 году на уровне 6473,1 млн. рублей или на 3,7% ниже уровня 1998 года в сопоставимых ценах. Программой предусматривался ежегодный рост на уровне 0,6% или за 4 года в пределах 2,4%.

Основное падение производства произошло в сельскохозяйственных организациях: производство зерна к уровню 1998 года сокращено на 60%, картофеля на 38%, овощей на 12%, молока на 38%, яиц на 53,4%, шерсти на 38,8%.

Обвальное сокращение производства валовой продукции компенсировалось ростом в личных подсобных (крестьянских) хозяйствах, которые обеспечили прирост продукции за 2000 год - 3,2%, 2001 году - 6,4%.

Государственная поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности привела к приросту продукции в 1999 году на 9,6%, в 2000 году на 7,3%. По итогам 2002 года ожидается производство продукции в сумме 2049,0 млн. рублей или прирост к уровню 2001 года на 14,2%.

Строительными организациями Республики Бурятия в полном объеме обеспечено освоение капитальных вложений на строительно-монтажные работы по всем источникам финансирования.

За счет концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в прошедшие годы введены в эксплуатацию:

- объекты социальной сферы Республики Бурятия - 1 пусковой комплекс детской многопрофильной больницы (Диагностический центр на 360 посещений/сутки), пусковые комплексы республиканского противотуберкулезного диспансера; Мухоршибирский ЦРБ на 30 койко/мест; больничный корпус на 50 койко/мест в с.Курумкан;

- общеобразовательные школы на 2392 учебных мест; первая очередь школы-искусств в г.Северобайкальске на 23 классных комнаты;

- строителями Бурятского участка БАМа завершены основные горно-капитальные работы на сооружениях Северомуйского тоннеля и в канун 2001 г. по нему прошел первый электропоезд.