Переход экономики к устойчивому развитию предполагает постепенную переориентацию экономической политики Республики Бурятия на механизмы со встроенными стимулами экологически обоснованного поведения.
Необходимость государственного управления природопользованием диктуется не только рыночными отношениями, но и особым режимом хозяйственной деятельности и природопользования.
Одной из основных задач для обеспечения динамичного эколого-экономического развития Правительство Республики Бурятия ставит перед собой соблюдение принципов хозяйствования на территории устанавливаемых:
- Федеральным Законом "Об охране озера Байкал";
- Концепцией охраны и рационального использования природных ресурсов Байкальской природной территории;
- комплексной схемой охраны и использования природных ресурсов;
- Федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России" Федеральной подпрограммой "Охрана озера Байкал" и Байкальской природной территории".
Механизм осуществления эффективной экологической политики Правительства Республики Бурятия будет содержать два уровня мероприятий:
- макроэкономические мероприятия, направленные на создание благоприятных условий хозяйствования в экономике в целом;
- собственно экологические меры.
К макроэкономическим мерам одновременно являющимися и мерами экологического регулирования, Правительство Республики Бурятия относит структурную и инвестиционную политику, денежно-кредитное регулирование, бюджетную, финансовую и налоговую политику, институциональные преобразования.
Экологические меры будут связаны с реализацией конкретных экологических программ, созданием нормативно-правовой базы, способствующей рациональному использованию природных ресурсов, снижению уровня загрязнения окружающей среды, внедрением системы природоохранных стандартов и нормативов.
Меры, принимаемые Правительством Республики Бурятия в управлении природопользованием, будут направлены на:
- сохранение уникальных природных объектов;
- стимулирование и поиск путей совершенствования технологических процессов в направлении малоотходности, ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- увеличения доли использования вторичных ресурсов;
- повышения степени утилизации отходов;
- повышение эффективности в направлении предотвращения и компенсации ущерба окружающей среде.
Для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития Республики Бурятия необходимо внедрение наиболее оптимальной системы для комплексного управления и использования природных ресурсов Республики Бурятия.
Для совершенствования системы управления природопользованием необходимо повсеместное внедрение новых информационных технологий с обязательным использованием Географических информационных систем. На данный момент информация по определенным типам природных ресурсов Республики Бурятия находится у ряда организаций различного территориального уровня Российской Федерации. Разобщенность информации о природных ресурсах не позволяет иметь полной и четкой картины о наиболее эффективном использовании природных ресурсов.
В этих целях планируется создать единую унифицированную систему (центр), включающую в себя данные различных сторон функционирования эколого-экономической системы. Основные функции координации деятельности центра будут возложены на Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов российской Федерации по Республике Бурятия и Государственный комитет по природопользованию и охране окружающей среды Республики Бурятия.
В целях повышения эффективности управления природными ресурсами будет разработана Стратегия природопользования Республики Бурятия. Предусматривается: осуществление мероприятий, связанных с передачей объектов в недропользование и водопользование, инвестиционное обеспечение и реализация крупномасштабных проектов промышленного освоения наиболее перспективных месторождений полезных ископаемых, выполнение заданий по оценке и охране потенциала недр и водных ресурсов, обеспечение охраны окружающей природной среды.
Значительную роль в дальнейшем развитии экономики Республики Бурятия должно сыграть освоение месторождений федерального значения.
Будет проведена геолого-экономическая переоценка крупных и уникальных по качеству минерального сырья месторождений, находящихся в государственном резерве - Холоднинского и Озерного - колчеданно-полиметаллических, Молодежного - хризотил-асбеста, Орекитканского - молибденового, Холтосонского - вольфрамового, Ермаковского - фтор-бериллиевого и ряда др.
Эффективное управление природными ресурсами невозможно без проведения комплексной оценки стоимости природных ресурсов. В 2003 году Правительство Республики Бурятия намерено завершить работы по оценке национального богатства, в рамках которого будет проведена оценка природного капитала и определение его роли в развитии Республики Бурятия.
Будет проведен анализ динамики изменений природного капитала и его составляющих под влиянием хозяйственной деятельности, с акцентом на оценку истощения природных ресурсов на уровне региона в целом, так и на локальных территориях; взаимосвязей и движения денежных потоков между природной средой и экономикой; разработка и внедрение в практику управления природопользованием экономических, административных и иных механизмов, нацеленных на эффективное использование природного капитала и предотвращение его истощения.