Сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия - одно из необходимых условий Правительства Республики Бурятия в реализации механизма государственного регулирования экономики.
Разработка и реализация механизма государственного регулирования экономики в Республике Бурятия строится с учетом существующих тенденций и на основе введенной с 2000 г. Указом Президента Республики Бурятия системы индикативного управления.
Система индикативного управления не является самоцелью для Правительства Республики Бурятия. Оно лишь удобный и эффективный инструмент в системе государственного регулирования.
В случае успешного внедрения, данная система повышает прозрачность, предсказуемость и обоснованность принятия важнейших государственных решений в экономике и социальной сфере.
1. Создание устойчивого института государственной службы является приоритетной задачей в реализации механизма государственного регулирования рыночной экономики.
Определяющим фактором устойчивого института государственной службы является эффективность деятельности государственных органов власти Республики Бурятия. Критерий эффективности отражается в результативности регулирования и степени удовлетворения нужд населения Республики Бурятия.
Органы государственной власти Республики Бурятия должны находиться в центре экономического и социального развития Республики Бурятия, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор и помощник.
Стремясь более чутко реагировать на нужды населения Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия будет расширять участие населения в управлении, содействуя органам местного самоуправления в решении важнейших социально-экономических проблем.
Одну из важных задач Правительство Республики Бурятия видит в отработке и реализации механизма постоянного соответствия содержания экономических преобразований интересам населения Республики Бурятия.
Будет продолжена реализация механизма обратной связи, позволяющей своевременно корректировать содержание реформ, проводимых Президентом Республики Бурятия и Правительством Республики Бурятия. В этих целях будет обеспечиваться проведение широких обсуждений ключевых направлений и приоритетов социально-экономического развития Республики Бурятия.
Планируется ежегодно публиковать в средствах массовой информации "Декларацию Правительства Республики Бурятия", содержащую основные экономические ориентиры, необходимые для всех хозяйствующих субъектов, организаций при планировании своего бизнеса и работы.
Для повышения эффективности государственных институтов, Правительство Республики Бурятия намерено создавать в сферах их функционирования условия конкуренции, направленной на удовлетворение потребностей населения. Она предоставляет потребителю возможность выбора между частным и государственным поставщиком услуг.
Улучшение деятельности государственных институтов во многом зависит от совершенствования систем оплаты и стимулирования государственных служащих.
Правительство Республики Бурятия намерено усилить экономическую привлекательность работы в качестве государственных служащих и обеспечить повышение их квалификации в соответствии с современными требования в области экономического менеджмента, системного анализа, стратегического планирования.
Стимулирование профессиональной деятельности государственного служащего основано на связи эффективности его труда с эффективностью работы государственного аппарата.
На период полномочий Правительства Республики Бурятия будет введена система индикаторов, оценивающих деятельность государственных служащих.
Уровень оплаты труда должностных лиц государственных структур Республики Бурятия непосредственно связан с индикаторами экономической и социальной динамики развития Республики Бурятия.
Продолжится работа по совершенствованию системы государственного заказа на управление, разграничению функций и полномочий между органами исполнительной власти Республики Бурятия, инвентаризации деятельности организаций, финансируемых из бюджета Республики Бурятия.
Несвойственные государственной службе функции Республики Бурятия передаст в управление полномочным агентствам и консалтинговым организациям. Это позволит обеспечить рациональную концентрацию полного контура управления, исключить неуправленческие функции.
Начиная с 2003 года, Правительство Республики Бурятия приступит к оптимизации структуры управления, основанной на приведение структуры исполнительных органов власти Республики Бурятия в соответствие с решением актуальных проблем и задач, стоящих в области социально-экономического развития. Для этого необходимо:
- совершенствовать систему государственного регулирования социально-экономических процессов.
- оптимизировать структуру органов исполнительной власти Республики Бурятия, усилить программно-целевой подход к планированию и финансированию их деятельности;
- реформировать государственную службу на принципах эффективности, гибкости, динамизма, освоения позитивного опыта других регионов России и стран мира;
- кардинально сократить сферу дискреционных решений государственных служащих.
2. Правительство Республики Бурятия будет активно внедрять и совершенствовать такие инструменты государственного регулирования экономики как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития Республики Бурятия, районов и населенных пунктов.
Продолжится работа по совершенствованию системы прогнозирования и программирования.
Это даст возможность органам исполнительной власти Республики Бурятия выполнять не только функцию общего регулирования экономического развития Республики Бурятия, но и свою стратегически - инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития Республики Бурятия и ее места в России и мире.
Правительство Республики Бурятия повысит спрос на разработку качественных прогнозов, ответственность органов исполнительной власти Республики Бурятия за обоснованность и их надежность, обеспечение ими предпринимателей. Такая необходимость обусловлена тем, что прогнозы являются основой для разработки стратегических планов и программ социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный периоды.