Недействующий

О ПРОГРАММЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ОТ ПОДЪЕМА ЭКОНОМИКИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

4.1. Макроэкономическая политика


4.1.1. Экономическая политика

Главной целью экономической политики Правительства Республики Бурятия на срок полномочий является создание благоприятных организационных и правовых условий для устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения.

Только экономический рост способен дать ресурсы, необходимые для решения социальных и демографических проблем, для того, чтобы Республика Бурятия заняла достойное место среди Российских регионов, упрочила свой инновационный потенциал.

При формировании экономической политики будут учитываться условия, формируемые под влиянием экономической политики Правительства Российской Федерации и Центрального Банка России. К ним относятся: инфляция, реальный курс рубля, цены и тарифы на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, ставки налогов и экспортных пошлин, импортные тарифы и другие условия, влияющие на деловой климат и мобильность финансовых ресурсов.

Экономическая политика будет определяться также и внутренними факторами развития. Это, прежде всего: демография, состояние основных фондов отраслей экономики, энергоемкость, уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, дифференциация в уровне экономического развития муниципальных образований Республики Бурятия.

Экономическая политика Правительства Республики Бурятия будет направлена на:

- преодоление структурных деформаций и повышение эффективности использования трудовых и природных ресурсов на основе рационального развития и размещения производительных сил с учетом современных подходов к пространственной трансформации;

- интеграцию экономики Республики Бурятия в экономику Сибири и Российской Федерации;

- повышение производительности труда на основе механизмов быстрейшего обновления основных фондов экономики;

- внедрение энергоэффективных технологий;

- проведение институциональных реформ в сфере собственности и предпринимательства.

За годы экономических реформ большинство организаций Республики Бурятия перестроились на рыночные условия функционирования. В то же время, по разным причинам, более трети всех организаций остаются в нерыночном секторе экономики, и являются тормозом роста.

Удельный вес организаций, производящих отрицательную добавленную стоимость или имеющих просроченную кредиторскую задолженность более 18 месяцев (критический долг), составляет по отраслям промышленности от 10 до 20 процентов.

В сельском хозяйстве и в жилищно-коммунальном хозяйстве доля этого сектора еще выше. Всех их объединяет необходимость субсидирования для продолжения существования.

Такая деформированная структура экономики, снижает эффективность экономической политики, вынуждая отвлекать ресурсы от решения приоритетных задач по переходу на инновационный путь развития.

Население в этих условиях сильно дифференцировано по уровню жизни. Часть населения примерно 40 процентов занятых в экономике имеет доходы, позволяющие накапливать сбережения и формировать устойчивый внутренний спрос. Примерно треть населения, имеет доходы ниже прожиточного минимума и обуславливает низкий платежеспособный спрос.

Для исправления структурных деформаций в экономике, обуславливающих соответственно и высокий уровень дифференциации в уровне жизни населения, будет реализован комплекс мер по финансовому оздоровлению организаций и применению более решительным мер к осуществлению процедур банкротства, повышению уровня оплаты труда в бюджетной сфере и созданию стимулов и механизмов повышения оплаты труда в производственных отраслях и первую очередь в сельском хозяйстве.

Устойчивый экономический рост будет достигнут за счет максимального улучшения делового и инвестиционного климата, для чего необходимо укрепление прав собственности, обеспечение законности и правопорядка, выравнивание условий конкуренции, сокращение субсидий неэффективным организациям во всех отраслях

В среднесрочной перспективе организации топливно-энергетического комплекса будут развиваться более низкими темпами, чем отрасли ориентированные на конечное потребление в связи со значительным ростом денежных доходов населения. Разрыв должен быть покрыт за счет внедрения энерго и ресурсосберегающих технологий.

Несмотря на продолжающийся экономический рост Республика Бурятия остается в числе дотационных регионов Российской Федерации. Это обусловлено сложившимися условиями: географической отдаленностью от крупных промышленных и торговых центров, природно-климатическими условиями, наличием "байкальского фактора", высокими тарифами на электрическую и тепловую энергии. Большая энергоемкость производства резко снижает конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей, на республиканский бюджет ложится огромная нагрузка, связанная с расходами по оплате на энергоресурсы, потребленные бюджетной сферой.

Главная задача, стоящая перед Республикой Бурятия, заключается в обеспечении стабильного экономического роста на основе принципа саморазвития, экономической самодостаточности. Экономический рост невозможен без решения проблемы энергосбережения.

Возможности энергосбережения постоянно недооценивались. По некоторым оценкам потенциал энергосбережения достигает 40-50% текущего энергопотребления. Причем значительная часть этого потенциала может быть реализована при затратах, меньших, чем требуется для производства адекватного количества первичных энергоресурсов. Однако до сих пор реализацией политики энергосбережения занимались явно недостаточно. Опыт многих стран с рыночной экономикой показал, что энергосбережение требует комплекса мер государственного регулирования, которые должны обеспечить условия для обязательного проведения энергосберегающей политики во всех сферах экономики.

Темпы экономического роста существенно зависят от энергосбережения, которое влияет на снижение энергопотребления и тем самым уменьшает нагрузку на экономику...

Основную роль во влиянии на темпы экономического роста оказывает инвестиционный спрос топливно-энергетического комплекса в среднесрочной перспективе, так как чем больше вложений в производство энергоресурсов, которое характеризуется достаточно низкой фондоотдачей, тем больше спрос ТЭК в балансе инвестиций. Это неизбежно снижает темпы экономического роста. Энергосбережение, будучи в значительной степени менее капиталоемким процессом, чем добыча первичных энергоресурсов, способно сократить инвестиционный спрос ТЭК и тем самым ускорить темпы экономического роста.

При увеличении темпов экономического роста энергопотребление будет увеличиваться и тогда ТЭК выступит одним из основных претендентов на инвестиции, что может существенно замедлить эффективность процесса восстановления экономического потенциала. Вместе с тем имеется большой резерв уменьшения инвестиционного спроса ТЭК за счет проведения Правительством Республики Бурятия более активной энергосберегающей политики во всех отраслях экономики.

Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства.

На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах, приходится от 80 до 95 процентов прироста ВВП.

Внедрение новых технологий станет ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.