Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2003 года N 42

О ПРОГРАММЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ОТ ПОДЪЕМА ЭКОНОМИКИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 03.08.2018 N 431, вступившего в силу со дня официального опубликования на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
____________________________________________________________________

Изменения: НГР ru04000200700134

В соответствии с Конституцией Республики Бурятия, в целях реализации основных направлений предвыборной Программы Президента Республики Бурятия "Новый курс Республики Бурятия: от подъема экономики - к устойчивому развитию" Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Принять Программу деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий "От подъема экономики - к устойчивому развитию" (прилагается*).

2. Официальным представителем Программы деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий "От подъема экономики - к устойчивому развитию" на сессии Народного Хурала Республики Бурятия назначить Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Гейдебрехта В.О.

3. Руководителям органов исполнительной власти Республики Бурятия при разработке проекта закона Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы", Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2003 год, Плана действий Правительства Республики Бурятия на 2003 год, государственного заказа на управление принять к руководству и исполнению Программу деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий.

4. Рекомендовать главам муниципальный образований в Республике Бурятия разработать мероприятия по реализации Программы деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Гейдебрехта В.О..

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.Потапов

Приложение
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 10.02.2003 N 42

ПРОГРАММА деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий "От подъема экономики - к устойчивому развитию"


     Программа деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий "От подъема экономики - к устойчивому развитию" (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Республики Бурятия. При разработке Программы учтены основные положения Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, Стратегии развития Сибири до 2010 года, Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 годы, Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы, утвержденной Законом Республики Бурятия от 6 июля 2001 года N 766-II.

Правительство Республики Бурятия в настоящей Программе определяет направления, механизм и этапы реализации предвыборной Программы Президента Республики Бурятия "Новый курс Республики Бурятия: от подъема экономики - к устойчивому развитию".

Мероприятия Программы направлены на решение ключевых проблем социально - экономического развития Республики Бурятия до 2007 года. Цели и приоритеты Программы соответствуют глобальной цели, определенной Правительством Республики Бурятия в Программе действий Правительства Республики Бурятия на 1999-2002 годы "От стратегии преодоления кризиса - к стратегии подъема экономики" на экономический рост с удвоением производства валового регионального продукта к 2010 году.

Отличительной особенностью Программы является проблемно - целевой подход к решению поставленных задач. Приоритеты отданы проблемам человека - повышению уровня и качества жизни.

Первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Заложенные в программе темпы роста будут достигаться на основе структурно - технологической модернизации экономики республики, ввода новых мощностей.

Реализация мероприятий Программы позволит инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность экономики Республики Бурятия.

Важнейшей характеристикой Программы является ее принципиальный курс на отказ от директивного управления со стороны органов государственной власти. Основной упор в Программе делается, как раз на обратное - создание благоприятных и стимулирующих условий для свободного развития экономики путем проведения преобразований правовой и экономической среды в Республике Бурятия.

Основным условием ее успешной реализации будет объединение усилий органов государственной власти и представителей общественности и бизнеса на основе баланса интересов и развития механизма обратной связи.

1.1. Итоги выполнения Программы действий Правительства Республики Бурятия на 1999-2002 г.г. "От стратегии преодоления кризиса к стратегии подъема экономики"


Финансовый и банковский кризис, поразивший в 1998 году всю экономику России, привел к ухудшению социально-экономической ситуации в Республике Бурятия. Ускорился рост неплатежей, значительно сократились поступления от экспорта, обострился бюджетный кризис. Наивысшей точки достиг кризис в социальной сфере. Задержки по заработной плате в бюджетной сфере составляли четыре и более месяцев, в производственной сфере - более года.

Острота ситуации потребовала от Правительства Республика Бурятия, территориальных федеральных органов власти и органов местного самоуправления проведения экстренных антикризисных мер.

Экономическая политика Правительства Республики Бурятия была направлена на решение следующих задач:

- преодоление бюджетного кризиса и нормализация работы банковского сектора;

- аккумулирование и рациональное распределение финансовых ресурсов;

- поддержка реального сектора экономики;

- нормализация условий жизни населения Республики Бурятия: предотвращение угрозы нехватки продовольствия, обеспечение жизненно важными лекарственными средствами, предотвращение аварийных ситуаций и сбоев в системе энерго-, тепло- и водоснабжения.

За последние 4 года Правительством Республики Бурятия сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы на основе законодательного закрепления механизмов ее функционирования. Приняты нормативные правовые акты, способствующие превращению бюджета в активный инструмент государственной экономической политики, направленной на достижение устойчивого роста, повышение эффективности производства и благосостояния населения.

Постоянный мониторинг за финансовым состоянием организаций в Республике Бурятия, снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, реализация Концепции промышленной политики, программы организационно-технических мероприятий по модернизации организаций стройиндустрии, стабилизации производственного и финансового состояния промышленных организаций, созданию условий для пополнения оборотных средств, накопления собственных и привлечению сторонних ресурсов, позволили увеличить финансовый потенциал бюджетной системы Республики Бурятия.

Эффективность комплекса принимаемых мер Правительством Республики Бурятия отражена в положительной динамике промышленного производства. За 1999 - 2002 год среднегодовой прирост промышленной продукции составил 11%, превысив заданный Программой действий Правительства Республики Бурятия на 1999-2002гг. двухпроцентный среднегодовой прирост.

Произошли структурные изменения в экономике Республики Бурятия. Увеличилась доля продукции машиностроения и металлообработки, цветной металлургии. Сократилась доля электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, пищевой, строительной, топливной промышленностей.

Принятые Правительством Республики Бурятия меры позволили организациям реального сектора экономики приступить к реструктуризации накопленной задолженности, реализовать крупные инвестиционные проекты по выпуску новых видов продукции.

Правительством Республики Бурятия предприняты на законодательной основе ряд решений, предотвративших изменение структуры корпоративного капитала, закрытие производств, обострение социальной обстановки и других негативных последствий.

Этому способствовала политика Правительства Республики Бурятия, проводимая по отношению к крупным организациям, имеющим свободное технологическое оборудование и производственные корпуса. Был введен институт территориальных - производственных зон, где сама организация обретала статус базовой, а привлеченные хозяйствующие субъекты - ее внешними участниками. Однако полного эффекта "налоговых ясель" и расширение числа участников достичь не удалось и главная причина - в низкой деловой активности населения и высокие риски, в том числе, связанные с кредитованием инвестиционных проектов.

Избирательность Правительства Республики Бурятия и его ориентация на оказание государственной поддержки, прежде всего конкурентоспособных производств, позволили поднять рейтинг развития промышленного производства Республики Бурятия среди регионов России.

Благодаря деятельности Президента Республики Бурятия в отношениях с федеральными органами государственной власти, вклада его политической ренты в социально-экономическое развитие Республики Бурятия были положительно решены вопросы финансирования, размещения государственных и экспортных заказов, развития корпоративных и кооперационных связей, освоения новых изделий и производств.

За последнее десятилетие, в результате проведенных Правительством Республики Бурятия социально-экономических преобразований, сложилась многоукладная экономика на селе. Существенно расширились права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей, произошла смена их организационно-правовых форм.

Возросла доля продукции в структуре валовой продукции сельского хозяйства, производимой личными подсобными хозяйствами.

Вместе с тем, в условиях передела собственности на землю, резкого ограничения государственных поставок сельскохозяйственной техники и агрохимических средств, сельское хозяйство вынуждено было перейти на мелкотоварное и подворное ведение хозяйства.

Это приведет (по оценочным данным) к снижению выпуска валовой продукции сельского хозяйства в 2002 году на уровне 6473,1 млн. рублей или на 3,7% ниже уровня 1998 года в сопоставимых ценах. Программой предусматривался ежегодный рост на уровне 0,6% или за 4 года в пределах 2,4%.

Основное падение производства произошло в сельскохозяйственных организациях: производство зерна к уровню 1998 года сокращено на 60%, картофеля на 38%, овощей на 12%, молока на 38%, яиц на 53,4%, шерсти на 38,8%.

Обвальное сокращение производства валовой продукции компенсировалось ростом в личных подсобных (крестьянских) хозяйствах, которые обеспечили прирост продукции за 2000 год - 3,2%, 2001 году - 6,4%.

Государственная поддержка организаций пищевой и перерабатывающей промышленности привела к приросту продукции в 1999 году на 9,6%, в 2000 году на 7,3%. По итогам 2002 года ожидается производство продукции в сумме 2049,0 млн. рублей или прирост к уровню 2001 года на 14,2%.

Строительными организациями Республики Бурятия в полном объеме обеспечено освоение капитальных вложений на строительно-монтажные работы по всем источникам финансирования.

За счет концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов в прошедшие годы введены в эксплуатацию:

- объекты социальной сферы Республики Бурятия - 1 пусковой комплекс детской многопрофильной больницы (Диагностический центр на 360 посещений/сутки), пусковые комплексы республиканского противотуберкулезного диспансера; Мухоршибирский ЦРБ на 30 койко/мест; больничный корпус на 50 койко/мест в с.Курумкан;

- общеобразовательные школы на 2392 учебных мест; первая очередь школы-искусств в г.Северобайкальске на 23 классных комнаты;

- строителями Бурятского участка БАМа завершены основные горно-капитальные работы на сооружениях Северомуйского тоннеля и в канун 2001 г. по нему прошел первый электропоезд.

Достигнут рост объемов жилищного строительства, составивший в 2001 году 116% к уровню 1998 года.

Активно реализуется Программа ипотечного жилищного кредитования населения, построено и сдано в эксплуатацию 1752 кв.метра нового жилья, освоено строительно-монтажных работ на сумму 40,7 млн.рублей, выдано ипотечных займов на сумму 5,07 млн.рублей. Наработанный опыт и нормативная база позволили в текущем году создать условия для привлечения внебюджетных средств, в т.ч. до 80 млн.рублей (в 2003 году) средств федерального Агентства ипотечного кредитования через рефинансирование займов.

Вместе с тем, остаются проблемы роста незавершенного строительства, кадров, высокая дебиторская задолженность, высокий износ основных фондов, низкое качество строительства.

Принятые управленческие решения Правительством Республики Бурятия в области стимулирования производства и деловой активности хозяйствующих субъектов позволили создать более благоприятные условия в Республике Бурятия в привлечении инвестиционных ресурсов.

За четыре прошедших года Правительством Республики Бурятия были использованы различные формы и механизмы привлечения инвестиций в экономику.

Для привлечении внебюджетных средств по реализации инвестиционных проектов был сформирован Бюджет развития Республики Бурятия. Разработан пакет нормативных актов, определяющих порядок инвестиционного проектирования, проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов, получения субъектами предпринимательской деятельности государственной поддержки в виде прямого бюджетного кредитования, государственных гарантий, компенсационных выплат учетной ставки коммерческих банков по кредитам, выданным на реализацию инвестиционных проектов.

Получены положительные результаты работы Правительства Республики Бурятия в развитии малого и среднего бизнеса: оказана государственная поддержка градо- и поселкообразующим организациям депрессивных территорий; созданы и получили развитие территориально-промышленные зоны и территориальные агропромышленные зоны свободного предпринимательства.

В целях развития малого бизнеса на селе, Правительством Республики Бурятия внедряется механизм микрофинансирования - создание и развитие сельскохозяйственных кооперативов (на сегодня официально зарегистрировано 15 сельскохозяйственных кооперативов).

Государственные гарантии и компенсационные выплаты внесли весомый вклад в привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков в реальный сектор экономики.

Реализация принятых мер Правительством Республики Бурятия позволила улучшить современную ситуацию в инвестиционной сфере Республики Бурятия, которая характеризуется следующими показателями:

- увеличилась доля инвестиций в основной капитал в объеме валового регионального продукта с 15,6% до 16,4%;

- в структуре инвестиций в основной капитал увеличилась доля привлеченных средств;

- наблюдается рост объемов жилищного строительства;

- улучшились показатели финансовой деятельности организаций реального сектора экономики (на 51% выросла балансовая прибыль, в 1,3 раза увеличилась прибыль прибыльных организаций, удельный вес убытков в ВРП снизился на 1,4% и составил 2,2%; доля убыточных организаций сократилась до 53,4% или на 6,8%).

В тоже время на активность инвестиционных процессов в Республике Бурятия влияет ряд проблем, характерных для всех регионов России. К ним относятся:

1. Неразвитость фондового рынка. Фондовый рынок в Республике Бурятия не стал в должной мере значимым инструментом привлечения инвестиционных ресурсов в экономику Республики Бурятия. Уровень корпоративного управления в Республике Бурятия остается низким и это создает серьезные трудности для привлечения инвестиций.

2. Практически не задействован механизм финансового лизинга в процессе технического перевооружения организаций. Несмотря на то, что этот инструмент является одним из способов, позволяющих в условиях недостатка и недоступности долгосрочных кредитных ресурсов для обновления основных фондов, многие организации из-за недостаточной информированности, инертности и неподготовленности руководящего состава не используют операции финансового лизинга.

3. Не в полной мере реализованы меры Правительства Республики Бурятия по вовлечению в реальный сектор экономики свободных денежных средств населения. Реальной сферой привлечения средств граждан в хозяйственный оборот Республики Бурятия на сегодня является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование, но в настоящее время ипотека не получила должного развития.

4. Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска.

На сегодня Республика Бурятия не имеет самостоятельной банковской структуры. Существующие на территории Бурятии банки-нерезиденты зарегистрированы в виде отделений и филиалов ведущих банков г. Москвы, инвестиционная деятельность которых ограничена как ресурсной обеспеченностью, так и самостоятельностью в принятии инвестиционного решения в финансировании крупного проекта.

5. Низкий уровень предпринимательской среды. В сравнении с регионами Западной Сибири и Дальнего Востока структура предпринимательской среды Республики Бурятия существенно отличается.

Сформированная к настоящему времени в Республике Бурятия система рыночных структур в сфере предпринимательства в большей мере состоит из представителей малого и среднего бизнеса, незначительный капитал которых вкладывается, в основном, в лесную и деревообрабатывающую отрасль, сферу торговли и оказания общественных услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»