Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ, "ЗНАЙ, ТЫ НЕ ОДИН!" НА 2010-2012 ГОДЫ

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Проблема преступности среди несовершеннолетних требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная ресоциализация несовершеннолетних, преступивших закон. Здесь нужны скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений.

Общая численность детского населения в Республике Бурятия на 1 января 2009 г. составила 225 тыс. человек. По сравнению с 1999 г. произошло резкое снижение численности детского населения в 1,3 раза или в абсолютных цифрах на 69 тыс. несовершеннолетних.

В этой связи, особую тревогу вызывает увеличение группы "риска" - только на официальном учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на 1 января 2009 г. состоит 2215 несовершеннолетних, 2337 семей, находящихся в социально-опасном положении. Число этих семей в 2008 году выросло: в 2007 и 2006 году было соответственно 1857 и 1908 таких семей.

В период 2002-2008 гг. в республике отмечался рост совершенных несовершеннолетними преступлений с 1439 до 1806 (на 20,3 %), в том числе тяжких и особо тяжких преступлений. И это только так называемая верхушка айсберга, т.е. статистика без учета латентности, уровень которой достаточно высок в отношении этой специфичной категории правонарушителей. Фактически несовершеннолетними совершается примерно в 2,5-3 раза больше преступлений, чем зарегистрировано.

В Республике Бурятия функционируют 4 спецучреждения закрытого типа, в которых находятся 146 несовершеннолетних, в том числе в воспитательной колонии N 1 для мальчиков - 65, в специальном профессиональном училище закрытого типа для девочек - 53 чел., в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей - 5 чел., в спецшколе закрытого типа - 23 чел.

В Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в 2008 году помещено 338 несовершеннолетних, что на 6,3 % больше аналогичного периода прошлого года (318). Из числа помещенных в ЦВСНП 198 или 58,6 % воспитываются в неполной семье или не имеют родителей.

На 1 января 2009 года на учете в 25-ти уголовно-исполнительных инспекциях состоят 342 несовершеннолетних, в том числе осужденных к условной мере наказания - 317, к обязательным работам - 7, вернувшихся из специальных учреждений закрытого типа - 18.

В 2008 году федеральными судами Республики Бурятия и мировыми судьями рассмотрено 1046 уголовных дел в отношении 1309 несовершеннолетних, что составляет 10,2 % от общего числа уголовных дел. При этом осуждено 900 несовершеннолетних, оправдано лишь 5 человек, в отношении 400 человек уголовные дела прекращены по различным основаниям (в подавляющем большинстве по нереабилитирующим), к 4 несовершеннолетним применены меры медицинского характера.

Для сравнения, в 2007 году было окончено производством 1133 уголовных дела в отношении 1449 несовершеннолетних, что составило 10,5 % от общего числа оконченных производством дел. Из числа завершенных производством в отношении 1051 несовершеннолетнего постановлены обвинительные приговоры, оправдано 2 человека, прекращено производство дела по различным основаниям в отношении 386 человек, к 10 несовершеннолетним применены принудительные меры медицинского характера.

Из числа осужденных несовершеннолетних в 2008 г. подавляющее большинство осуждено к наказанию в виде лишения свободы, в том числе 119 лиц к реальному наказанию, 578 чел. к лишению свободы с испытательным сроком, что составляет 77,4 % от общего числа осужденных (для сравнения, в 2007 г. - 204 чел. к реальному лишению свободы, 735 несовершеннолетних - к условному, что составляет 83,7 % от общего числа осужденных).

В 2008 г. 225 уголовных дел прекращено с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, что составляет 21,3 % от общего числа оконченных производством уголовных дел в отношении несовершеннолетних. 43 несовершеннолетних освобождены от наказания с применением мер воспитательного воздействия (ПМВВ), при этом 15 чел. направлены в учреждения закрытого типа органа управления образованием. Для сравнения, в 2007 г. по этим основаниям прекращено 180 уголовных дел, что составляет 15,8 % от общего числа оконченных в отношении несовершеннолетних дел. В текущем году 63 чел. освобождены от наказания с применением ПМВВ, 11 чел. направлены в воспитательные учреждения закрытого типа.

За добросовестное исполнение обязанностей в 2008 г. отменено условное осуждение и снята судимость 89 несовершеннолетним осужденным.

Вместе с тем, в течение 2008 г. судами Республики Бурятия рассмотрено 77 ходатайств об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении несовершеннолетних, 55 из них удовлетворено (22 в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, 30 - тяжких, 3 - средней тяжести), что составляет 71 %. Для сравнения в 2007 г. рассмотрено 86 ходатайств об аресте, из них удовлетворены ходатайства в отношении 61 несовершеннолетнего, то есть 70 % от числа заявленных. Таким образом, воспитательные меры воздействия зачастую неэффективны.

Органами и учреждениями республиканской системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних проводится определенная работа по предупреждению повторной и рецидивной преступности среди несовершеннолетних.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия разработан и утвержден Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы (постановление от 11.03.2009 г. N 1).

С 2004 г. реализуется республиканская целевая программа "Семья и дети Республики Бурятия", включающая подпрограмму "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", предусматривающая оказание материальной помощи при освобождении и оформлении паспортов несовершеннолетним воспитательной колонии.

Из бюджета республики за 2006-2008 гг. выделено 138 тыс. руб. для оказания материальной помощи 112 осужденным. С 2007 г. при освобождении несовершеннолетний получает единовременное денежное пособие (далее - ЕДП) в размере 720 руб. Всего за указанный период ЕДП выдано 85 осужденным на сумму 56 860 руб.

Более быстрой адаптации после освобождения способствует наличие необходимых документов. За 3 последних года оформлено 107 паспортов, 335 страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования, присвоено 187 идентификационных номеров налогоплательщика, заведено 196 трудовых книжек, в 2007 г. двоим осужденным оформлено гражданство Российской Федерации.

Каждый освобождающийся из колонии имеет полный набор необходимых документов, включая свидетельство о наличии рабочей специальности. 18 осужденных после освобождения поступили в высшие учебные заведения.

Для организации контроля за образом жизни освободившихся осужденных администрация колонии направляет на них извещения по выбранному месту жительства в органы местного самоуправления и органы внутренних дел. Из 172 освободившихся трудоустроены - 63, продолжили обучение - 75, направлены Центрами занятости на переподготовку - 17.

Одним из путей повышения профилактического воздействия на несовершеннолетних, вернувшихся из спецучреждений закрытого типа, условно-осужденных (далее - несовершеннолетние "спецкатегории") является организация их трудоустройства, досуга и занятости.

По инициативе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия в 2004 году был принят Закон Республики Бурятия "О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан". За 4 года реализации Закона на 579 предприятиях трудоустроено 972 несовершеннолетних "спецкатегории", состоящих на учете в КДНиЗП, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ГРОВД). Из республиканского бюджета выделено 19 038 тыс. руб.

Положительным моментом при организации временной занятости подростков в летний период является совмещение работы с отдыхом.

Так, для подростков, состоящих на учете в КДНиЗП, ПДН ГРОВД, в летний период функционирует лагерь труда и отдыха "Чайка", расположенный в с. Ацагат Заиграевского района, где только в 2008 г. были заняты 240 несовершеннолетних "спецкатегории"; лагерь "Ю. С. П." (Юность. Свобода. Право.), в котором отдохнуло 80 детей, состоящих на учете в ПДН ГРОВД.

Вместе с тем, доля несовершеннолетних "спецкатегории" в общем количестве охваченных временной занятостью остается очень низкой - 2,7 %, в то время как в республике наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества секций и кружков в учреждениях образования. Если в 2001 году работало около 4000 секций и кружков разной направленности, то в 2008 году - 800.

Положительно себя зарекомендовало закрепление общественных воспитателей из числа представителей органов и учреждений системы профилактики за несовершеннолетними. Особенно активно данная работа поставлена в г. Улан-Удэ, Тункинском, Джидинском районах республики.

В работе комиссий г. Улан-Удэ, г. Северобайкальска, Селенгинского, Заиграевского и др. районов республики используются индивидуальные формы работы, практикуются присутствие несовершеннолетних на открытых судебных заседаниях, выезды и посещения мест лишения свободы для ознакомления с условиями содержания лиц, содержащихся в СИЗО, воспитательной колонии.

Вместе с тем, нашей республике только предстоит переход от "модели социального патронажа" к ювенальной юстиции, основанной на принципах социальной реабилитации и восстановительного правосудия, целью которой является недопущение дальнейшей криминализации личности подростка и отчуждения его от общества.