Одним из приоритетных направлений в социальной политике Республики Бурятия является организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
За последние годы в республике сложилась определенная система по реализации прав детей и подростков на оздоровление, развитие, полноценный отдых и досуг.
Ежегодно увеличивается число оздоровленных детей: если в 1995 году всеми формами организованного отдыха было охвачено 63555 детей, то в 2000 году - 88960 детей и подростков. Особое внимание уделяется оздоровлению детей социально незащищенных категорий населения.
В условиях изменения форм собственности в республике не только сохранена сеть детских оздоровительных учреждений, но и значительно расширена. Если в 1995 году работали 697 детских оздоровительных учреждений различных типов, то в 2000 году - 1252. Однако расширение сети происходит за счет развития наименее затратных типов учреждений: социальных столовых, социальных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей (таблица).
Таблица
Типы | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Загородные лагеря | 18 | 21 | 22 | 22 | 22 | 23 |
Районные лагеря | 8 | 19 | 19 | 19 | 21 | 26 |
Спортивные лагеря | 20 | 19 | 6 | 6 | 10 | 10 |
Лагеря с дневным | 423 | 434 | 271 | 410 | 466 | 478 |
Профильные лагеря | 17 | 38 | 38 | 27 | 35 | 41 |
Социальные лагеря | 16 | 30 | 43 | 66 | 82 | 93 |
Лагеря труда и | 195 | 165 | 142 | 233 | 260 | 303 |
Курорты, санатории | - | - | - | 8 | 10 | 10 |
Социальные | - | - | 78 | 135 | 204 | 268 |
Итого: | 697 | 726 | 619 | 926 | 1110 | 1252 |
Одной из самых серьезных проблем в организации отдыха детей является устаревшая материальная база стационарных оздоровительных лагерей, которая характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Практически все оздоровительные лагеря построены 20 - 40 лет назад. Большинство зданий и сооружений обустроены по устаревшим проектам, не имеют горячей воды, канализации. Проведенная инвентаризация показывает, что более 90% материальной базы нуждается в капитальном ремонте, модернизации или коренной реконструкции.
На сегодняшний день в республике не решен вопрос о целевом финансировании материально - технической базы оздоровительных учреждений из республиканского бюджета.
Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия ежегодно выделяется лишь по 20 тыс. руб. на подготовку стационарных оздоровительные лагерей к оздоровительному сезону.
В стоимость детской путевки включаются лишь незначительные хозяйственные расходы на содержание лагерей. Включение расходов на ремонт и реконструкцию объектов повлечет за собой резкое увеличение стоимости путевок, что недопустимо при сегодняшней низкой платежеспособности родителей.
Вышеизложенное свидетельствует о критическом состоянии материально - технической базы детских оздоровительных учреждений и необходимости оказания государственной поддержки в решении данного вопроса.