ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2008 года N 393
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2009-2011 ГОДЫ"
Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200900007 (от 15.01.2009 N 8)
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 г. N 60-IV "О республиканских целевых программах" и в целях повышения эффективности социальной защиты населения Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Повышение доступности и качества государственных услуг в сфере социальной поддержки населения в Республике Бурятия на 2009-2011 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
3. Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия (Хамаганова Н.Н.), Министерству экономики Республики Бурятия (Думно- ва Т.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Шутенков И.Ю.) при формировании республиканского бюджета на 2009 год и на период до 2011 года предусмотреть финансирование мероприятий Программы.
4. Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) при подготовке проекта закона Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 г. N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года" предусмотреть включение основных положений и мероприятий настоящей Программы в Закон.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Пнёв М.А.).
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
В.В.Наговицын
Республиканская целевая программа "Повышение доступности и качества государственных услуг в сфере социальной поддержки населения в Республике Бурятия на 2009-2011 годы"
Наименование программы | - Республиканская целевая программа "Повышение доступности и качества государственных услуг в сфере социальной поддержки населения в Республике Бурятия на 2009-2 011 годы" |
Основание для разработки программы | - Закон Республики Бурятия c:\content\ngr\RU04DMJ200700502.doc "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года"; |
Государственный заказчик-координатор программы | - Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия |
исполнители программы | - Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия; |
Основная цель программы | - повышение эффективности социальной защиты отдельных категорий граждан на основе адресного принципа предоставления социальных гарантий |
Основные задачи программы | переход на новые формы социального обслуживания; |
Целевые индикаторы и показатели реализации программы | - процент территориальных филиалов республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения", создавших автоматизированную клиентскую службу по принципу "одного окна", 100 % к 2010 году; |
- развитие подсобного хозяйства при отделении социально-трудовой реабилитации и бытовой адаптации для лиц без определенного места жительства государственного учреждения социального обслуживания "Дом ночного пребывания" в п. Оронгой муниципального образования "Иволгинский район" | |
- общие затраты на финансирование мероприятий программы составляют 162747,2 тыс. руб., в том числе за счет средств: республиканского бюджета - 162000,0 тыс. руб., субвенции федерального бюджета - 747,2 тыс. руб. В том числе по годам из республиканского бюджета: 2009 - 54000,0 тыс. руб., 2010 - 54000,0 тыс. руб., 2011 - 54000,0 тыс. руб.; | |
- устройство в психоневрологические дома-интернаты 100 человек, нуждающихся в постороннем уходе и лечении; | |
- контроль за ходом реализации программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 г. N 60-IV "О республиканских целевых программах" Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия. Основные разработчики и исполнители мероприятий программы оперативно и ежеквартально представляют координатору программы отчетные данные, содержащие следующие сведения: фактическое финансирование мероприятий, выполнение показателей эффективности реализации программы |
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости решения ее программными методами
Преобразования в сфере экономики республики требуют выработки и реализации адекватной политики в сфере социальной защиты населения, основанной на деятельности оптимальной сети учреждений социального обслуживания, обеспечивающей широкий спектр социальных, медицинских и иных услуг отдельным категориям населения на адресной основе.
В Республике Бурятия на 1 января 2008 года проживает 229457 пенсионеров, из них на учете в органах социальной защиты состоят 140069 человек. Таким образом, из тысячи пенсионеров гарантированными законодательством социальными льготами пользуются 610 граждан этой категории. В силу увеличения доли пожилого населения в общей численности населения республики на 850-950 человек ежегодно прогнозируется дальнейший рост количества нуждающихся в получении государственных услуг социальной направленности. Системой различных пособий на детей через органы социальной защиты населения охвачено 77,5 тысяч родителей на 133,3 тысячи детей. 31,4 тысячи семей получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и твердого топлива (11,4 % от количества семей, проживающих в республике).
На сегодняшний день в Республике Бурятия действует 20 домов-интерна-тов для пожилых (престарелых) граждан, инвалидов и детей-инвалидов, на 1 января 2008 года в них проживает 2230 человек, нуждающихся в постороннем уходе. В учреждениях социального обслуживания населения в 2007 году получили реабилитационные и оздоровительные услуги 11609 граждан льготных категорий.
Вместе с тем свыше 100 человек с психическими заболеваниями нуждаются в стационарном обслуживании и устройстве в дома-интернаты. Существует также очередность (почти 500 пожилых граждан) на получение санаторно-курортного лечения в Республиканском геронтологическом центре. Также, учитывая физический износ зданий и сооружений стационарных учреждений, существует необходимость в своевременном проведении капитального ремонта и реконструкции учреждений для обеспечения соответствия требованиям санитарных норм и правил пожарной безопасности.
Различия в уровнях развития и состояния материально-технической базы учреждений и, как следствие, в организации социального обслуживания диктуют необходимость применения программно-целевого подхода при модернизации сети учреждений социального стационарного обслуживания населения. Этот подход включает в себя мероприятия по укреплению материально-технической базы имеющих потенциал к развитию действующих учреждений; оптимизацию сети, в том числе и закрытие учреждений, расположенных в зданиях, не соответствующих требованиям пожарной и санитарно-гигиенической безопасности, развитие системы социального обслуживания на дому на основе внедрения новых форм обслуживания: развитие института приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов, расширение перечня дополнительных платных услуг.
Повышение доступности и качества предоставления государственных услуг в сфере социальной поддержки населения планируется на основе организации работы автоматизированных клиентских служб во всех территориальных филиалах республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения" с использованием новой интегрированной информационной системы по принципу "одного окна".
Отраслевая информационная система, обеспечивающая сбор, обработку, хранение и передачу данных, ориентирована на социальные выплаты и состоит из отдельных программных комплексов и баз данных. Актуализация баз данных производится в соответствии с предоставляемыми гражданами документами и с использованием автоматизированного информационного обмена со смежными организациями: отделением Пенсионного фонда, Управлением ЗАГС, организациями жилищно-коммунального хозяйства, Республиканским агентством занятости населения, налоговыми органами, кредитными организациями. Поэтому в соответствие с требованиями по технической защите информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю необходим значительный объем финансовых средств для обеспечения защиты информации при межведомственном обмене.
Рабочие места специалистов в основном оснащены компьютерами, однако 22 % из них составляет устаревшая и изношенная техника. Локальные вычислительные сети имеются в 19 из 22 филиалов республиканского государственного учреждения "Центр социальной поддержки населения".
На территории Республики Бурятия зарегистрировано 74690 инвалидов, из них: инвалиды 1 группы - 10478 чел., 2 группы - 42448 чел., 3 группы - 17041 чел., дети-инвалиды - 4459 чел., без степени потери трудоспособности - 264 чел.
Самой острой проблемой в процессе реабилитации инвалидов является их трудоустройство. Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия" в 2007 году разработано 34,7 тысячи индивидуальных программ реабилитации инвалидов, из них: имеющих рекомендации к трудоустройству - для 8666 человек, к обучению - для 551 человека. Официально зарегистрировано в качестве безработных 1927 инвалидов. В 2007 году из 2068 инвалидов, обратившихся в органы службы занятости населения в поисках работы, трудоустроен 401 гражданин (19,4 %).
Создание Центра комплексной реабилитации инвалидов на базе специализированного жилого дома для инвалидов-колясочников в г. Улан-Удэ и организация обучения инвалидов специальностям, востребованным на рынке труда, в том числе с использованием новых информационных технологий и сети Интернет, увеличит их возможности трудоустроиться.
По данным Министерства внутренних дел по Республике Бурятия количество лиц без определенного места жительства на 1 января 2008 года составило 1770 человек, на учете в учреждениях социального обслуживания населения состоит 1638 граждан этой категории, из них 1465 человек трудоспособного возраста. Численность граждан, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания населения, за последние 3 года увеличилась на 222 человека.
Среди лиц без определенного места жительства наблюдается высокий уровень преступности, алкоголизма, социально опасных и паразитарных заболеваний. Это создает угрозу ухудшения как криминогенной, так и санитарно-эпидемиологической ситуации в целом по республике. В настоящее время проблема тем более актуальна, учитывая создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
В Республике Бурятия действуют два социальных учреждения, занимающихся непосредственно работой с лицами без определенного места жительства, - государственное учреждение социального обслуживания "Дом ночного пребывания" и государственное учреждение "Улан-Удэнский центр социального обслуживания населения", где эти граждане получают следующие социальные услуги: материальная помощь, предоставление ночлега, горячего питания, лекарств, санитарная обработка, содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность, освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, содействие в трудоустройстве, юридическая и психологическая помощь, оформление документов для начисления пенсии, мер социальной поддержки, оформление в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
В 2007 году оказано около 3,4 тысячи различных социальных услуг. Вместе с тем большинство услуг направлено на обеспечение минимальной социальной поддержки лиц без определенного места жительства, завершенной может считаться социальная реабилитация лишь 16,4 % от числа лиц без определенного места жительства трудоспособного возраста (240 гражданам оказано содействие в трудоустройстве) и 10,2 % от количества инвалидов и пожилых людей из этой категории (34 человека определены в дома-интернаты). Часть граждан после получения услуг возвращается в прежнюю среду и вновь становится источником повышенной опасности для общества.
Повышение эффективности предоставления социальной помощи и восстановление у лиц без определенного места жительства способности к общественно-полезной деятельности планируются на основе модернизации деятельности специализированного социального учреждения государственного учреждения социального обслуживания "Дом ночного пребывания" путем открытия социальной гостиницы и отделения социально-трудовой реабилитации и бытовой адаптации.
Значительный объем необходимых финансовых средств и высокая социальная значимость вышеназванных проблем определяют необходимость применения программно-целевого метода.
2. Цель и основные задачи программы
Цель программы - повышение эффективности социальной защиты отдельных категорий граждан на основе адресного принципа предоставления социальных гарантий.
В рамках программы предусматривается решение следующих задач:
- модернизация сети учреждений социального обслуживания населения;
- переход на новые формы социального обслуживания;
- обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере предоставления социальных гарантий;
- содействие социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
- социально-трудовая реабилитация лиц без определенного места жительства.
3. Сроки реализации программы, основные направления программных мероприятий
Срок реализации программы: 2009-2011 годы.
Программа содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию поставленных целей.
Основными направлениями реализации мероприятий программы являются:
- проведение реконструкции и капитального ремонта, окончание строительства помещений государственных стационарных социальных учреждений;
- приобретение технологического, медицинского оборудования, мебели, автотранспорта для государственных стационарных социальных учреждений;
- обеспечение деятельности автоматизированных клиентских служб для приема граждан по вопросам предоставления социальных гарантий в режиме "одно окно", в том числе проведение реконструкции и капитального ремонта помещений для организации работы клиентских служб, мероприятия по созданию защищенной корпоративной сети и защищенному межведомственному обмену информацией, приобретение компьютерной техники;
- создание центра комплексной реабилитации инвалидов на базе специализированного жилого дома для инвалидов-колясочников в г. Улан-Удэ;
- организация профориентационной работы с безработными гражданами из числа инвалидов;
- организация профессионального обучения безработных граждан из числа инвалидов;
- открытие социальной гостиницы на 30 мест для лиц без определенного места жительства;
- развитие подсобного хозяйства при отделении социально-трудовой реабилитации и бытовой адаптации для лиц без определенного места жительства государственного учреждения социального обслуживания "Дом ночного пребывания" в п. Оронгой муниципального образования "Иволгинский район".
Перечень конкретных мероприятий представлен в разделе 8 программы.
4. Ресурсное обеспечение и механизм реализации программы
Объем финансирования программы на 2009-2011 годы составляет 162747,2 тыс. руб., в том числе за счет средств: республиканского бюджета - 162000,0 тыс. руб., субвенции федерального бюджета - 747,2 тыс. руб.
В том числе по годам из республиканского бюджета: 2009 - 54000,0 тыс. руб., 2010 - 54000,0 тыс. руб., 2011 - 54000,0 тыс. руб.;
субвенции федерального бюджета по годам: 2009 - 372,1 тыс. руб., 2010 - 375,1 тыс. руб.
При формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий год Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия представляет в бюджетных заявках выделение средств на реализацию программы отдельной строкой.
5. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Организацию управления и контроль за реализацией мероприятий Республиканской целевой программы "Повышение доступности и качества государственных услуг в сфере социальной поддержки населения в Республике Бурятия на 2009-2011 годы" осуществляет заказчик-координатор - Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия ежегодно уточняет целевые показатели (индикаторы) и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, запрашивает министерства и ведомства, ответственные за выполнение мероприятий, о ходе их реализации.
6. Порядок представления отчетности об исполнении программы