Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Таблица 1.4

Капитальные вложения по отраслям экономики в 1991 - 1998 г.г. (в ценах 1990 года, млн. руб.)


Отрасли

за 1991 -
  1994 гг.

за 1995 -
  1998 гг.

1995 - 1998 гг.
  в % к
  1991 - 1994 гг.

Всего

423.28

108.90

26

Электроэнергетика

146.65

69.64

47

Топливная
  промышленность

35.51

14.01

39

Черная  металлургия

0.16

0.58

В 3.6 раза

Цветная  металлургия

38.65

9.47

24

Машиностроение

44.47

3.08

7

Лесная,
  деревообрабатывающая и
  целлюлозно - бумажная
  промышленность

43.81

4.40

10

Промышленность
  стройматериалов

45.29

2.20

5

Легкая  промышленность

11.40

1.25

11

Пищевая
  промышленность

36.78

3.72

10

Прочие  отрасли
  промышленности

20.56

0.55

3

Происходило снижение обновления основного капитала, в результате чего систематически росла степень износа основных фондов. Если в 1992 году она составляла 37%, то в 1997 году - 47%. Соответственно происходило снижение коэффициента обновления основного капитала, в 1992 году он равнялся 4,0%, в 1997 - 2,2%.

Свыше 10 лет используется более 50% оборудования на предприятиях энергетики, 44% - в машиностроении, 40% оборудования - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности.

Аналогичная картина наблюдается в других отраслях промышленности, исключение составляет цветная металлургия.

Первичной основой сокращения объемов промышленного производства послужил разрыв хозяйственных связей, вызванный экономическими и политическими факторами, которые резко усилились после распада СССР, в результате чего многие предприятия республики потеряли как партнеров по поставке для них сырья и комплектующих изделий, так и постоянных потребителей своей продукции. Кроме того, сказалась не конкурентоспособность производимых в республике товаров, по сравнению с иностранными, заполнившими внутренний рынок страны, особенно, это, касается продуктов питания и бытовой техники. Узкоспециализированные предприятия, преобладавшие в промышленности республики, не в состоянии были быстро адаптироваться к изменившейся внешней среде.

Кроме ошибок макроэкономического характера на кризисное состояние в промышленности Бурятии повлияли факторы республиканского уровня:

- директорский корпус, с одной стороны, являющийся субъектом управления, с другой одним из собственников, оказался неподготовленным к быстрой адаптации к изменяющимся условиям рыночного хозяйствования. Не созданы эффективные механизмы корпоративного управления имуществом предприятий, которое принадлежит многим акционерам. Иногда интересы акционеров как собственников не совпадают с интересами производственными;

- утрата предприятиями многих горизонтально интегрированных связей с потребителями не восполнялась за счет активного продвижения товаров на другие рынки;

- собственная база научно - исследовательских и опытно - конструкторских структур и подразделений, нацеленных на разработку новой продукции, пользующихся спросом, оказалась неподготовленной;

- слабая восприимчивость предприятий к инновациям заменялась ссылками на отсутствие возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет остающихся в их распоряжении источников: прибыли и амортизации;

- отсутствие со стороны промышленных предприятий спроса на новые кадры, уход с предприятий квалифицированных кадров и относительное старение остающихся;

- недоступность предприятий к финансовым ресурсам и их ограниченность в системе коммерческих банков, явно не заинтересованных в кредитовании промышленного сектора;

- резкое повышение цен на продукцию естественных монополий - рост энергетической составляющей в структуре себестоимости продукции привел к снижению ее конкурентоспособности, объемов продаж и "проеданию" добавленной стоимости.

Как говорилось ранее в решении именно этих проблем, а как следствие в повышении уровня конкурентоспособности, состоит главная задача промышленной политики Правительства Республики Бурятия.

2. Цели и задачи формирования промышленной политики

Выбор целей и задач служит исходной базой формирования промышленной политики.

В качестве долговременных, стратегических, целей промышленной политики республики определяются:

- создание условий для более полного вовлечения в хозяйственный оборот местных ресурсов;

- приоритетное удовлетворение местными товаропроизводителями внутреннего спроса на промышленную продукцию;

- расширение экспортного потенциала промышленности;

- реструктуризация технологической базы производства в соответствии с Концепцией устойчивого развития Российской Федерации.

Перечисленные цели невозможно достичь в течение короткого времени.

В связи с этим возникает практическая целесообразность выделения наиболее важных задач, путей и методов их решения на ближайшие годы.

Исходя из сложившейся ситуации в промышленности республики к тактическим целям и задачам в среднесрочном периоде промышленной политики, следует отнести:

- решение проблемы неплатежей, реструктуризация задолженности, отсрочка ее выплаты;