Капитальные вложения по отраслям экономики в 1991 - 1998 г.г. (в ценах 1990 года, млн. руб.)
Отрасли | за 1991 - | за 1995 - | 1995 - 1998 гг. |
Всего | 423.28 | 108.90 | 26 |
Электроэнергетика | 146.65 | 69.64 | 47 |
Топливная | 35.51 | 14.01 | 39 |
Черная металлургия | 0.16 | 0.58 | В 3.6 раза |
Цветная металлургия | 38.65 | 9.47 | 24 |
Машиностроение | 44.47 | 3.08 | 7 |
Лесная, | 43.81 | 4.40 | 10 |
Промышленность | 45.29 | 2.20 | 5 |
Легкая промышленность | 11.40 | 1.25 | 11 |
Пищевая | 36.78 | 3.72 | 10 |
Прочие отрасли | 20.56 | 0.55 | 3 |
Происходило снижение обновления основного капитала, в результате чего систематически росла степень износа основных фондов. Если в 1992 году она составляла 37%, то в 1997 году - 47%. Соответственно происходило снижение коэффициента обновления основного капитала, в 1992 году он равнялся 4,0%, в 1997 - 2,2%.
Свыше 10 лет используется более 50% оборудования на предприятиях энергетики, 44% - в машиностроении, 40% оборудования - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной промышленности.
Аналогичная картина наблюдается в других отраслях промышленности, исключение составляет цветная металлургия.
Первичной основой сокращения объемов промышленного производства послужил разрыв хозяйственных связей, вызванный экономическими и политическими факторами, которые резко усилились после распада СССР, в результате чего многие предприятия республики потеряли как партнеров по поставке для них сырья и комплектующих изделий, так и постоянных потребителей своей продукции. Кроме того, сказалась не конкурентоспособность производимых в республике товаров, по сравнению с иностранными, заполнившими внутренний рынок страны, особенно, это, касается продуктов питания и бытовой техники. Узкоспециализированные предприятия, преобладавшие в промышленности республики, не в состоянии были быстро адаптироваться к изменившейся внешней среде.
Кроме ошибок макроэкономического характера на кризисное состояние в промышленности Бурятии повлияли факторы республиканского уровня:
- директорский корпус, с одной стороны, являющийся субъектом управления, с другой одним из собственников, оказался неподготовленным к быстрой адаптации к изменяющимся условиям рыночного хозяйствования. Не созданы эффективные механизмы корпоративного управления имуществом предприятий, которое принадлежит многим акционерам. Иногда интересы акционеров как собственников не совпадают с интересами производственными;
- утрата предприятиями многих горизонтально интегрированных связей с потребителями не восполнялась за счет активного продвижения товаров на другие рынки;
- собственная база научно - исследовательских и опытно - конструкторских структур и подразделений, нацеленных на разработку новой продукции, пользующихся спросом, оказалась неподготовленной;
- слабая восприимчивость предприятий к инновациям заменялась ссылками на отсутствие возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет остающихся в их распоряжении источников: прибыли и амортизации;
- отсутствие со стороны промышленных предприятий спроса на новые кадры, уход с предприятий квалифицированных кадров и относительное старение остающихся;
- недоступность предприятий к финансовым ресурсам и их ограниченность в системе коммерческих банков, явно не заинтересованных в кредитовании промышленного сектора;
- резкое повышение цен на продукцию естественных монополий - рост энергетической составляющей в структуре себестоимости продукции привел к снижению ее конкурентоспособности, объемов продаж и "проеданию" добавленной стоимости.
Как говорилось ранее в решении именно этих проблем, а как следствие в повышении уровня конкурентоспособности, состоит главная задача промышленной политики Правительства Республики Бурятия.
2. Цели и задачи формирования промышленной политики
Выбор целей и задач служит исходной базой формирования промышленной политики.
В качестве долговременных, стратегических, целей промышленной политики республики определяются:
- создание условий для более полного вовлечения в хозяйственный оборот местных ресурсов;
- приоритетное удовлетворение местными товаропроизводителями внутреннего спроса на промышленную продукцию;
- расширение экспортного потенциала промышленности;
- реструктуризация технологической базы производства в соответствии с Концепцией устойчивого развития Российской Федерации.
Перечисленные цели невозможно достичь в течение короткого времени.
В связи с этим возникает практическая целесообразность выделения наиболее важных задач, путей и методов их решения на ближайшие годы.
Исходя из сложившейся ситуации в промышленности республики к тактическим целям и задачам в среднесрочном периоде промышленной политики, следует отнести:
- решение проблемы неплатежей, реструктуризация задолженности, отсрочка ее выплаты;