ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2002 года N 371
ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2003-2007 ГГ.
Фактически утратил силу, поскольку истек срок действия
Изменения: НГР ru04000200700038
В целях обеспечения государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в производстве сельскохозяйственной заинтересованности в страховании посевов сельскохозяйственных культур Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить Программу государственной поддержки развития страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия (прилагается)*.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) обеспечить реализацию настоящей Программы.
3. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) обеспечить финансирование Программы за счет республиканского бюджета по строке "Страхование урожая сельскохозяйственных культур" в пределах суммы, предусмотренной в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) в месячный срок после принятия настоящего постановления разработать порядок проведения конкурса страховых организаций и по- рядок государственной поддержки страхования в агропромышленном комплексе Республики Бурятия.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по развитию агропромышленного комплекса Турбянова Л.Д.
Президент-Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В. Потапов
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 26.12.2002 N 371
-------------------T------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Программа государственной поддержки развития ¦
¦ ¦страхования сельскохозяйственных рисков в в 2003 - ¦
¦ ¦2007 гг. ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия ¦
¦заказчик Программы¦Республики Бурятия ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Высший экономический совет при Президенте Республики ¦
¦разработчики ¦Бурятия, ¦
¦Программы ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия ¦
¦ ¦Республики Бурятия ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Создание Запасного фонда в страховых организациях для ¦
¦ ¦возмещения ущерба и ликвидации последствий страховых ¦
¦ ¦случаев, а также резерва средств для финансирования ¦
¦ ¦мероприятий по предупреждению возникновения таких ¦
¦ ¦случаев (снижение урожайности) и ликвидации его ¦
¦ ¦последствий. ¦
¦ ¦Обеспечение комплексной страховой защиты в сельском ¦
¦ ¦хозяйстве. Создание эффективной защиты имущественных ¦
¦ ¦интересов предприятий растениеводческой отрасли ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия ¦
¦Программы ¦Республики Бурятия ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Основными источниками финансирования являются ¦
¦показатели ¦средства: ¦
¦ ¦федеральный бюджет <*> - 75806,5 тыс. рублей; ¦
¦ ¦республиканский бюджет <*> - 36721,4 тыс. рублей; ¦
¦ ¦за счет сельхозпроизводителей <*> - 37789,4 тыс. ¦
¦ ¦рублей ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РБ от 06.02.2007 N 32) ¦
+------------------+------------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2003 - 2007 гг. ¦
¦Программы ¦ ¦
L------------------+-------------------------------------------------------
--------------------------------
{*} Средства 2004 - 2007 гг. указаны по расчетам - прогнозам и подлежат уточнению в соответствии с Законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год
Основной целью Программы являются:
- создание благоприятных финансовых условий для стабильного развития сельского хозяйства Республики Бурятия;
- обеспечение эффективной защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и защита бюджетных средств, направленных на поддержку аграрного сектора экономики республики посредством использования страхования;
- расширение объемов страхования путем создания развитой страховой структуры в агропромышленном комплексе Республики Бурятия;
- формирование дополнительного инвестиционного потенциала для развития отрасли, повышение эффективности использования средств республиканского бюджета для защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей (защиты урожаев от потерь в результате стихийных бедствий и действий третьих лиц), использование их на компенсацию страховых взносов;
- привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс республики;
- формирование необходимых механизмов снижения рисков в сфере страхования сельскохозяйственных культур.
Достижение сформулированной цели осуществляется посредством решения государственной поддержки сельхозорганизаций:
- в отношениях в области страхования между страховыми компаниями и производителями товарной сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение страхования посевов сельскохозяйственных культур на случай их гибели или повреждения и связанного с этим недобора урожая вследствие стихийных бедствий;
- создание условий, обеспечивающих инвестирование средств страховщиков - участников Программы в экономику Республики Бурятия.
При этом компенсация затрат, связанных со страхованием посевов сельскохозяйственных культур, должна производиться за счет финансовой помощи, оказываемой агропромышленному производству в размере 25% начисленных к уплате страховых взносов. Конкретные размеры компенсации устанавливает ежегодно Правительство Республики Бурятия.
Все остальные виды страхования осуществляются за счет средств сельхозтоваропроизводителей.
Основными принципами развития страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия, учитывающими интересы и специфику заинтересованных сторон, являются:
- добровольность;
- доступность на получение страховых услуг для организаций аграрного комплекса;
- заинтересованность государственных органов исполнительной власти Республики Бурятия в поддержке развития данного вида страхования;
- гарантия возвратности финансовых ресурсов, вложенных кредитными и страховыми организациями в реализацию Программы;
- согласованность Программы с принципами и правилами государственной поддержки страхования сельскохозяйственных рисков на федеральном уровне;
- оптимизация налоговой нагрузки, поскольку на страховые взносы и страховые возмещения не начисляются НДС и другие "объемные" налоги.
Основными сдерживающими факторами в развитие страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия являются:
- дискредитация самой системы страхования в начале 90-х годов из-за крушения ряда страховых компаний, неисполнения ими своих обязательств перед страхователями, в том числе по государственным программам страхования;
- недостатки общей деловой этики потенциальных страхователей;
- низкая привлекательность страхователя как заемщика для кредитных организаций;
- высокая степень риска по данным видам страхования для климатической зоны Республики Бурятия.
В связи с этим Программа одновременно направлена не только на решение основных задач, но и на устранение этих препятствий.
Республика Бурятия располагает рядом объективных и субъективных факторов для активизации развития страхования сельскохозяйственных рисков:
- поиск со стороны государства подходов к решению проблемы создания условий защищенности воспроизводства продукции сельскохозяйственной отрасли, не зависящие в большей степени от климатических условий;
- наличие механизмов государственного регулирования развития рынка страховых услуг и значительный опыт в данной сфере;
- формирование на территории республики единой политики государственных органов исполнительной власти Республики Бурятия в вопросах регулирования развития страхового рынка региона и т.д.
Принятие настоящей Программы призвано повысить эффективность использования средств, выделяемых из бюджета сельскому хозяйству республики, поднять ответственность сельхозтоваропроизводителей за результаты хозяйственной деятельности и позволит привлечь в отрасль дополнительные инвестиции. При этом устанавливается, что 50% средств, полученных от страхования сельскохозяйственных рисков по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики, должны инвестироваться страховой компанией в развитие агропромышленного комплекса Республики Бурятия.
При этом к благоприятным условиям развития страхования сельскохозяйственных рисков относятся:
- во-первых, доступность страхования посевов сельскохозяйственных культур для среднего сельскохозяйственного товаропроизводителя;
- во-вторых, привлекательность участия в реализации данной Программы для страховой компании.
Первые складываются из следующих механизмов:
- компенсация части затрат страхователя за счет бюджетных средств;
- льготное кредитование страхователя на сумму страхового взноса;
- финансирование деятельности страхователя по снижению вероятности возникновения страхового случая, уменьшения размеров его последствий;
- предоставление страхователю инвестиционных ресурсов для реализации проектов развития его деятельности;
- государственного контроля за действиями страховых организаций - участников реализации Программы, обеспечивающего гарантию выполнения страховщиком своих обязательств.
Эти условия формируют круг заинтересованных в получении страховой услуги страхователей, способных ее оплатить, и, тем самым, решают задачу создания привлекательных условий для страховых компаний. Правительство республики, формируя благоприятные условия для страхователя и создавая к тому правовые условия, с одной стороны, и участники Программы - с другой стороны, концентрируют капитал, участвующий в Программе, и направляют его на повышение преимуществ Программы, создавая для страхователя не просто условия защиты урожая и сохранность имущества, но одновременно и формируя для него доступные инвестиционные ресурсы, средства для финансирования мероприятий, повышающих плодородность земли и снижающих последствия засухи.
Программа учитывает и интересы страховщика, поскольку аграрный сектор экономики республики в рамках настоящей Программы работает не просто на развитие растениеводческой отрасли, но и на рост этого страхового рынка, на объем страховых сборов и снижение вероятности возникновения страхового случая.
По мере реализации Программы повышается заинтересованность всех участников ее реализации в достижении максимального результата. Такая согласованность интересов участников реализации Программы позволяет создать систему своеобразного резонанса - чем больше страхуются сельские товаропроизводители, тем больше средств они получают для своего развития, что, в свою очередь, повышает объем страховых платежей и т.д.
Одной из основных задач настоящей Программы становится задача воспитания квалифицированного пользователя страховой услуги, повышения у него доверия к страхованию.
Решение этой задачи в Программе предусматривается за счет соответствующего информационного сопровождения, которое должно обеспечить:
"прозрачность" движения всех финансовых ресурсов;
обеспечение квалифицированных консультаций по вопросам участия в реализации Программы;
полноценную пропаганду целесообразности участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в ее реализации.
Создание организационного механизма такого сопровождения возлагается государственными органами исполнительной власти республики на страховые организации, отобранные на конкурсной основе.
В последние годы инвестиции на развитие отраслей сельскохозяйственного производства резко сократились. Большинство хозяйств, в том числе обеспечивающих окупаемость затрат, не в состоянии обновлять основные средства, в первую очередь технику. Из-за дефицита оборотных средств и техники сельскохозяйственные организации вынуждены упрощать технологию производства продукции растениеводства, что ведет к снижению урожайности, исключению из севооборота культур, требующих более сложных методов возделывания. Из-за дисбаланса цен, некомпенсированного выбытия основных средств и потерь от бесхозяйственности, прогрессирующего падения почвенного плодородия большинство сельскохозяйственных организаций имеют низкую степень привлекательности для финансовых структур в качестве реального заемщика кредитных ресурсов. Высокая степень риска вложений в сельскохозяйственную отрасль обусловила в свою очередь невыгодность разного рода бартерных и вексельных схем.