Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2002 года N 371

ОБ ОДОБРЕНИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2003-2007 ГГ.

Фактически утратил силу, поскольку истек срок действия

Изменения: НГР ru04000200700038

В целях обеспечения государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в производстве сельскохозяйственной заинтересованности в страховании посевов сельскохозяйственных культур Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Одобрить Программу государственной поддержки развития страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия (прилагается)*.

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) обеспечить реализацию настоящей Программы.

3. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) обеспечить финансирование Программы за счет республиканского бюджета по строке "Страхование урожая сельскохозяйственных культур" в пределах суммы, предусмотренной в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) в месячный срок после принятия настоящего постановления разработать порядок проведения конкурса страховых организаций и по- рядок государственной поддержки страхования в агропромышленном комплексе Республики Бурятия.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по развитию агропромышленного комплекса Турбянова Л.Д.

Президент-Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В. Потапов

Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 26.12.2002 N 371

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2003 - 2007 гг.

-------------------T------------------------------------------------------¬

¦Наименование      ¦Программа государственной поддержки развития          ¦

¦                  ¦страхования сельскохозяйственных рисков в в 2003 -    ¦

¦                  ¦2007 гг.                                              ¦

+------------------+------------------------------------------------------+

¦Государственный   ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия     ¦

¦заказчик Программы¦Республики Бурятия                                    ¦

+------------------+------------------------------------------------------+

¦Основные          ¦Высший экономический совет при Президенте Республики  ¦

¦разработчики      ¦Бурятия,                                              ¦

¦Программы         ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия     ¦

¦                  ¦Республики Бурятия                                    ¦

+------------------+------------------------------------------------------+

¦Цели и задачи     ¦Создание Запасного фонда в страховых организациях для ¦

¦                  ¦возмещения ущерба и ликвидации последствий страховых  ¦

¦                  ¦случаев, а также резерва средств для финансирования   ¦

¦                  ¦мероприятий по предупреждению возникновения таких     ¦

¦                  ¦случаев (снижение урожайности) и ликвидации его       ¦

¦                  ¦последствий.                                          ¦

¦                  ¦Обеспечение комплексной страховой защиты в сельском   ¦

¦                  ¦хозяйстве. Создание эффективной защиты имущественных  ¦

¦                  ¦интересов предприятий растениеводческой отрасли       ¦

+------------------+------------------------------------------------------+

¦Исполнители       ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия     ¦

¦Программы         ¦Республики Бурятия                                    ¦

+------------------+------------------------------------------------------+

¦Основные          ¦Основными источниками финансирования являются         ¦

¦показатели        ¦средства:                                             ¦

¦                  ¦федеральный бюджет <*> - 75806,5 тыс. рублей;         ¦

¦                  ¦республиканский бюджет <*> - 36721,4 тыс. рублей;     ¦

¦                  ¦за счет сельхозпроизводителей <*> - 37789,4 тыс.      ¦

¦                  ¦рублей                                                ¦

¦(в ред. Постановления Правительства РБ от 06.02.2007 N 32)               ¦

+------------------+------------------------------------------------------+

¦Сроки реализации  ¦2003 - 2007 гг.                                       ¦

¦Программы         ¦                                                      ¦

L------------------+-------------------------------------------------------


--------------------------------

{*} Средства 2004 - 2007 гг. указаны по расчетам - прогнозам и подлежат уточнению в соответствии с Законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год

Основной целью Программы являются:

- создание благоприятных финансовых условий для стабильного развития сельского хозяйства Республики Бурятия;

- обеспечение эффективной защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и защита бюджетных средств, направленных на поддержку аграрного сектора экономики республики посредством использования страхования;

- расширение объемов страхования путем создания развитой страховой структуры в агропромышленном комплексе Республики Бурятия;

- формирование дополнительного инвестиционного потенциала для развития отрасли, повышение эффективности использования средств республиканского бюджета для защиты имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей (защиты урожаев от потерь в результате стихийных бедствий и действий третьих лиц), использование их на компенсацию страховых взносов;

- привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс республики;

- формирование необходимых механизмов снижения рисков в сфере страхования сельскохозяйственных культур.

Достижение сформулированной цели осуществляется посредством решения государственной поддержки сельхозорганизаций:

- в отношениях в области страхования между страховыми компаниями и производителями товарной сельскохозяйственной продукции;

- обеспечение страхования посевов сельскохозяйственных культур на случай их гибели или повреждения и связанного с этим недобора урожая вследствие стихийных бедствий;

- создание условий, обеспечивающих инвестирование средств страховщиков - участников Программы в экономику Республики Бурятия.

При этом компенсация затрат, связанных со страхованием посевов сельскохозяйственных культур, должна производиться за счет финансовой помощи, оказываемой агропромышленному производству в размере 25% начисленных к уплате страховых взносов. Конкретные размеры компенсации устанавливает ежегодно Правительство Республики Бурятия.

Все остальные виды страхования осуществляются за счет средств сельхозтоваропроизводителей.

Основными принципами развития страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия, учитывающими интересы и специфику заинтересованных сторон, являются:

- добровольность;

- доступность на получение страховых услуг для организаций аграрного комплекса;

- заинтересованность государственных органов исполнительной власти Республики Бурятия в поддержке развития данного вида страхования;

- гарантия возвратности финансовых ресурсов, вложенных кредитными и страховыми организациями в реализацию Программы;

- согласованность Программы с принципами и правилами государственной поддержки страхования сельскохозяйственных рисков на федеральном уровне;

- оптимизация налоговой нагрузки, поскольку на страховые взносы и страховые возмещения не начисляются НДС и другие "объемные" налоги.

Основными сдерживающими факторами в развитие страхования сельскохозяйственных рисков в Республике Бурятия являются:

- дискредитация самой системы страхования в начале 90-х годов из-за крушения ряда страховых компаний, неисполнения ими своих обязательств перед страхователями, в том числе по государственным программам страхования;

- недостатки общей деловой этики потенциальных страхователей;

- низкая привлекательность страхователя как заемщика для кредитных организаций;

- высокая степень риска по данным видам страхования для климатической зоны Республики Бурятия.

В связи с этим Программа одновременно направлена не только на решение основных задач, но и на устранение этих препятствий.

Республика Бурятия располагает рядом объективных и субъективных факторов для активизации развития страхования сельскохозяйственных рисков:

- поиск со стороны государства подходов к решению проблемы создания условий защищенности воспроизводства продукции сельскохозяйственной отрасли, не зависящие в большей степени от климатических условий;

- наличие механизмов государственного регулирования развития рынка страховых услуг и значительный опыт в данной сфере;

- формирование на территории республики единой политики государственных органов исполнительной власти Республики Бурятия в вопросах регулирования развития страхового рынка региона и т.д.

Принятие настоящей Программы призвано повысить эффективность использования средств, выделяемых из бюджета сельскому хозяйству республики, поднять ответственность сельхозтоваропроизводителей за результаты хозяйственной деятельности и позволит привлечь в отрасль дополнительные инвестиции. При этом устанавливается, что 50% средств, полученных от страхования сельскохозяйственных рисков по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики, должны инвестироваться страховой компанией в развитие агропромышленного комплекса Республики Бурятия.

При этом к благоприятным условиям развития страхования сельскохозяйственных рисков относятся:

- во-первых, доступность страхования посевов сельскохозяйственных культур для среднего сельскохозяйственного товаропроизводителя;

- во-вторых, привлекательность участия в реализации данной Программы для страховой компании.

Первые складываются из следующих механизмов:

- компенсация части затрат страхователя за счет бюджетных средств;

- льготное кредитование страхователя на сумму страхового взноса;

- финансирование деятельности страхователя по снижению вероятности возникновения страхового случая, уменьшения размеров его последствий;

- предоставление страхователю инвестиционных ресурсов для реализации проектов развития его деятельности;

- государственного контроля за действиями страховых организаций - участников реализации Программы, обеспечивающего гарантию выполнения страховщиком своих обязательств.

Эти условия формируют круг заинтересованных в получении страховой услуги страхователей, способных ее оплатить, и, тем самым, решают задачу создания привлекательных условий для страховых компаний. Правительство республики, формируя благоприятные условия для страхователя и создавая к тому правовые условия, с одной стороны, и участники Программы - с другой стороны, концентрируют капитал, участвующий в Программе, и направляют его на повышение преимуществ Программы, создавая для страхователя не просто условия защиты урожая и сохранность имущества, но одновременно и формируя для него доступные инвестиционные ресурсы, средства для финансирования мероприятий, повышающих плодородность земли и снижающих последствия засухи.

Программа учитывает и интересы страховщика, поскольку аграрный сектор экономики республики в рамках настоящей Программы работает не просто на развитие растениеводческой отрасли, но и на рост этого страхового рынка, на объем страховых сборов и снижение вероятности возникновения страхового случая.

По мере реализации Программы повышается заинтересованность всех участников ее реализации в достижении максимального результата. Такая согласованность интересов участников реализации Программы позволяет создать систему своеобразного резонанса - чем больше страхуются сельские товаропроизводители, тем больше средств они получают для своего развития, что, в свою очередь, повышает объем страховых платежей и т.д.

Одной из основных задач настоящей Программы становится задача воспитания квалифицированного пользователя страховой услуги, повышения у него доверия к страхованию.

Решение этой задачи в Программе предусматривается за счет соответствующего информационного сопровождения, которое должно обеспечить:

"прозрачность" движения всех финансовых ресурсов;

обеспечение квалифицированных консультаций по вопросам участия в реализации Программы;

полноценную пропаганду целесообразности участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в ее реализации.

Создание организационного механизма такого сопровождения возлагается государственными органами исполнительной власти республики на страховые организации, отобранные на конкурсной основе.

В последние годы инвестиции на развитие отраслей сельскохозяйственного производства резко сократились. Большинство хозяйств, в том числе обеспечивающих окупаемость затрат, не в состоянии обновлять основные средства, в первую очередь технику. Из-за дефицита оборотных средств и техники сельскохозяйственные организации вынуждены упрощать технологию производства продукции растениеводства, что ведет к снижению урожайности, исключению из севооборота культур, требующих более сложных методов возделывания. Из-за дисбаланса цен, некомпенсированного выбытия основных средств и потерь от бесхозяйственности, прогрессирующего падения почвенного плодородия большинство сельскохозяйственных организаций имеют низкую степень привлекательности для финансовых структур в качестве реального заемщика кредитных ресурсов. Высокая степень риска вложений в сельскохозяйственную отрасль обусловила в свою очередь невыгодность разного рода бартерных и вексельных схем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»