С переходом на рыночные отношения в хлебопекарной отрасли изменилась производственная база хлебопечения. В настоящее время хлебопекарная отрасль республики представлена 5 хлебозаводами (ОАО "Бурятхлебпром", ОАО "Хлеб", ОАО "Заудинский мелькомбинат", ОАО "Кяхтинский хлебозавод", ООО "Сибирячка" (Закаменский хлебозавод).
Имеющиеся производственные мощности хлебозаводов республики рассчитаны на производство 41тыс.т в год хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий, которые используются в среднем на 38%.
Широкое развитие в республике получило малое хлебопечение (200 мини - пекарен), на долю которого приходится свыше 60% объемов производства хлеба. Кроме того, в районах республики производится хлеб в домашних условиях.
Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий расширяется, появляются сорта хлеба лечебно - профилактического назначения, широкий ассортимент мучных кондитерских и высокорецептурных изделий.
Деятельность хлебопекарных организаций низкорентабельна, постоянно ощущается нехватка собственных оборотных средств - одна из причин сдерживания своевременной модернизации и технического перевооружения производств. Производственные фонды хлебопекарной промышленности имеют износ от 40 до 65 %. На хлебопекарных организациях отсутствуют автоматические линии для производства хлеба, печенья, сдобных изделий, оборудование для приготовления кроуссанов, оборудование для малых хлебопекарен, упаковочное оборудование и т.д.
Производственные мощности хлебопекарных организаций республики способны обеспечить объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий, соответствующие норме потребления и спросу их на рынке.
Для решения поставленных задач необходимо выполнить мероприятия:
- техническое перевооружение и расширение производственных мощностей на хлебокомбинатах;
- модернизация и техническое перевооружение малых хлебопекарных производств;
- расширение ассортимента, повышение качества, увеличение производства хлебобулочных изделий лечебно - профилактического назначения;
внедрение фасовочного и упаковочного оборудования с целью улучшения потребительских свойств продукции (дизайн упаковки, сроки хранения и т.п.);
- диверсификация производства путем использования не задействованных площадей (организация производства мясных, овощных полуфабрикатов, мучных кондитерских изделий и т. д.).