Недействующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2004-2007 ГОДЫ

Направления кадровой политики


Новая кадровая политика в АПК по своей важности и актуальности должна стоять в одном ряду с основными государственными программами по восстановлению и развитию АПК. Акцент в работе с кадрами перемещается сегодня не на увеличение числа, а на повышение компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости руководителей и специалистов, их умение работать в кризисных и экстремальных ситуациях.

Одним из основных направлений кадровой политики в современных условиях является:

1. Обновление системы воспроизводства кадрового корпуса руководителей сельскохозяйственных предприятий.

2. Повышение мотивации кадров АПК к высокопроизводительному труду, через включение ее главных рычагов стимулов и мотивов.

Сейчас как никогда важны профессиональная компетентность, активность и новаторский подход в решении поставленных задач. Важнейшим каналом укрепления корпуса руководителей должна стать подготовка их надежного резерва - менеджеров.

3. Особого внимания требует вопрос переподготовки руководителей и специалистов АПК, а также выпускников вузов для целевого их использования в качестве резерва руководителей и внешних (антикризисных) управляющих. В условиях коренных изменений производственных отношений, структурной перестройки в АПК, когда заметно осложнилось, а порой практически невозможно эффективное использование ряда профессий и специальностей в АПК, неизбежно возникает необходимость переобучения и даже неоднократной смены профессий многими работниками.

Реализация указанных целей достигается решением следующих основных задач:

создание необходимых законодательных, правовых, экономических и организационных условий;

создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности в рамках Ассоциации "Байкальского аграрного академического комплекса";

повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров АПК за счет приближения их непосредственно к месту работы (филиалы, дистанционная форма обучения и т.д.);

организация системы непрерывной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК после каждого уровня подготовки и превращения ее в один из мощных факторов ускорения структурной перестройки экономики;

адаптация образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям на рынке труда;

создание современной лабораторно-технической базы по дистанционному обучению для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов АПК на местах.

Суть кадровых преобразований связана с новым пониманием роли, статуса, прав и ответственности кадровых служб за подготовку кадров по приоритетным направлениям агропромышленного производства. Требуется углубленное изучение передового отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом, должностной рост наиболее достойных и подготовленных руководителей и специалистов, приток молодых квалифицированных работников, обладающих созидательной активностью, современным экономическим мышлением и инновационным подходом к делу.

В функции кадровых служб должны входить постоянное изучение конъюнктуры рынка труда, предоставление учебным заведениям информации о текущей и перспективной потребности в кадрах, совместное принятие решений об увеличении или сокращении объемов подготовки специалистов по конкретным специальностям. В связи с расширением объемов прогнозно-аналитических работ, оперативно - организаторских функций, необходимостью постоянного изучения динамики кадровых процессов, сокращением численности управленческих кадров необходимо широкое внедрение в работу кадровых служб средств компьютеризации, создание автоматизированных рабочих мест. Новизна и сложность задач кадровой службы АПК делают жизненно необходимым решение вопросов профессиональной переподготовки самих работников кадровых служб, овладения ими знаниями трудового законодательства, социологии, психологии труда и управления методами системного анализа, демографического прогнозирования, социальной и производственной педагогики, маркетинга и менеджмента, культуры деловых взаимоотношений, экономики образования, компьютерной грамотности.

Учитывая, что кадровая работа должна приобретать все более системный и комплексный характер, актуальной становится задача расширения ее социальной базы, внедрения демократических технологий, обеспечивающих гибкое взаимодействие и партнерство со структурами, деятельность которых оказывает непосредственное влияние на решение кадровых вопросов. В этой связи видится целесообразным формирование общественных советов по кадровой политике и аграрному образованию, куда вошли бы руководители учебных заведений, работники кадровых служб, руководители органов управления АПК. Деятельность этих советов должна ориентироваться на поиск рациональных технологий кадровой работы, а представительство образовательных учреждений и кадровых служб всех уровней позволит комплексно отслеживать и оценивать кадровую ситуацию в АПК и совместными усилиями находить пути ее оздоровления.

Основными направлениями подготовки квалифицированных рабочих кадров для агропромышленного комплекса является обеспечение доступности начального профессионального образования для сельской молодежи, подготовки кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда.

Для выполнения поставленной задачи и достижения более полного удовлетворения запросов агропромышленного производства в квалифицированных рабочих кадрах необходимо укрепление и модернизация материально-технической базы, повышение профессионального уровня педагогических работников, развитие системы непрерывного профессионального образования, развитие центров повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров на базе сельских профессиональных училищ и лицеев.

Совершенствование работы с персоналом, предусматривающее комплекс мероприятий, направленных на формирование и эффективное использование кадрового потенциала агропромышленного комплекса республики, создание системы кадрового обеспечения АПК, позволяющей мобильно адаптировать структуру и качество подготовки кадров к меняющимся условиям характера производства и рынка труда.