Аграрная реформа, проводимая в республике Бурятия последние годы, предусматривает развитие сельского хозяйства, с учетом многообразия форм собственности на землю и средства производства, выступает за многоукладность сельского хозяйства, за формальное и неформальное равенство всех форм собственности и организаций производства, за равные возможности развития всех хозяйствующих субъектов от владельца небольшого личного подсобного или фермерского хозяйства до крупных агрофирм и агрохолдингов, развитие кооперации и интеграции.
В настоящее время в общем количестве сельскохозяйственных организаций функционирует: сельскохозяйственных производственных кооперативов - 68,9%, товариществ на вере - 7%, обществ с ограниченной ответственностью - 10%, колхозов - 5,1%, объединений крестьянских хозяйств - 0,7%, сельхозартелей - 0,3%, акционерных обществ - 4,8%, подсобных хозяйств - 1,1%, муниципальных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий - 2,1%.
Важнейшими направлениями аграрной политики в отношении коллективных сельскохозяйственных организаций, являются:
содействие формированию конкурентоспособных сельскохозяйственных организаций и предпосылок для разумной концентрации средств производства у наиболее эффективных собственников;
стимулирование вертикальной интеграции в агропромышленном секторе;
финансовое оздоровление и реформирование неплатежеспособных хозяйств, в том числе с участием инвесторов;
совершенствование механизмов взаимодействия крупного сельскохозяйственного бизнеса и малых форм сельского предпринимательства;
компенсация затрат сельскохозяйственных организаций на содержание социальных объектов.
Особой поддержки требует развитие вертикально - интегрированных агропромышленных формирований независимо от их организационно-правовых форм, отраслевого направления, механизма взаимодействия их участников.
В складывающейся новой структуре АПК, наряду с крупными интегрированными коммерческими организациями, важную роль играют такие представители малого сельского бизнеса, как крестьянские (фермерские) хозяйства (далее по тексту К(Ф)Х) и личные подсобные хозяйства граждан (далее по тексту ЛПХ). Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства в АПК должны стать: поддержка К(Ф)Х и ЛПХ, содействие развитию рыночной интеграции, обеспечению более широкого доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам: информационных, материально-технических ресурсов, продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Актуальными направлениями государственной поддержки развития К(Ф)Х), являются:
стимулирование развития хозяйственных связей между К(Ф)Х, ЛПХ, сельскохозяйственными организациями и инвесторами, потребителями сельскохозяйственной продукции.
создание опытно-показательных (демонстрационных) животноводческих ферм.
Созданию условий для устойчивого развития и повышения товарности личных подсобных хозяйств могут способствовать следующие факторы:
- государственная поддержка при оформлении земельных участков в счет земельных долей;
развитие земельных отношений, увеличение используемых земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей при обязательном соблюдении условия целевого использования земли, стимулирование арендных отношений;
содействие ЛПХ в доступе к рынкам материально-технических ресурсов, услуг, продовольствия и сельскохозяйственного сырья; развитие интеграционных связей ЛПХ с сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими, агросервисными и торговыми организациями, организациями потребительской кооперации и предпринимателями без образования юридического лица для решения вопросов поставки сельскохозяйственного сырья организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, переработки, снабжения и сбыта продукции;
объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, повышению квалификации, проведению обучающих семинаров, лекций и других учебных мероприятий, информационно-консультационному обслуживанию.
Не менее важным фактором развития этого сектора является его взаимодействие с крупными организациями - потребителями сельскохозяйственной продукции, организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе развитие поставок по договорам контрактации и поставок для государственных нужд.
Не менее актуальным является развитие предпринимательской деятельности не связанной с сельскохозяйственным производством:
хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции;
заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство;
народные промыслы и ремесла;
бытовое обслуживание населения;
сбор и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья;
сельский туризм;
торговля.