Недействующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАБАНСКОГО И ИВОЛГИНСКОГО РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Таблица 4

Сводные данные по котельной ЖКХ

Иволгинского и Кабанского районов за 2000 год

N N  п/п

Показатель

Иволгинский  район

Кабанский  район

В целом по  2-м районам

1.

Установленная  тепловая мощность  котлов, Гкал/ч

131,67

70,58

202,25

2.

Количество котлов,  шт.

35

95

130

3.

Отпуск тепловой  энергии, Гкал

59142

89736

148878

4.

- населению

38365

60995

99360

5.

- организациям

20777

28741

49518

6.

Расход угля,  т.н.т.

21055

34817

55872

7.

Удельный расход  угля, кг/Гкал

356

390

375

8.

Расход  электроэнергии, кВтч

3216496

5024101

8240597

9.

Удельный расход  электроэнергии, кВтч/Гкал

54,8

57,1

55,4

10.

Среднеприведенный  КПД котлов

69,0

61,3

64,2

11.

Средняя цена на  уголь, руб./т.н.т

256

257

256,6

12.

Средняя цена покупной  электроэнергии, руб./кВтч

0,68

0,45

0,54

13.

Средний тариф на  отпуск тепловой энергии населению, руб./Гкал

266,7

227,8

242,8

14.

Средний тариф на  отпуск тепловой энергии организациям, руб./Гкал

289,0

244,0

262,9

В этих условиях жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты, например, электроэнергии на производство и реализацию 1м3 воды на 15-20% выше среднеевропейского уровня. Численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5 - 2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях. Удельное потребление воды на одного жителя в 1,5 - 2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

Данные аудиторских проверок показывают, с одной стороны, занижение тарифов от экономически обоснованного уровня (чаще всего при невыполнении необходимого регламента работ), а с другой стороны - наличие неиспользованных резервов (15-20%) даже при самых низких тарифах.

Например, затраты на производство тепла и на воду составляются службой ЖКХ "Кабанское" по плану за каждый квартал. Затем тарифы проверяются Службой заказчика и утверждаются на сессии депутатов районного совета. Население оплачивает за тепловую энергию 70%. Тариф на тепловую энергию в 2000 году для организаций составлял 287,9 руб./Гкал, а для населения -253,4 руб./Гкал. Себестоимость 1 Гкал составила 241 руб./Гкал. Заложенная в тарифах рентабельность от продажи тепловой энергии составила 11,3%. Следовательно, производство и продажа тепловой энергии может являться одним из центров прибыли для МУП ЖКХ "Кабанское".

В апреле 2001 года тариф на тепловую энергию для организаций уже составлял 477,6 руб./Гкал, а для населения - 417,65 руб./Гкал.

Закладываемые в тарифах амортизационное отчисления на капитальный ремонт по факту расходуются на покрытие текущих потребностей предприятий. Это ведет к расходованию ограниченных финансовых ресурсов.

Анализ большинства инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что большинство из них направлено на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предусматривают мероприятия по сокращению капитальных затрат и потерь тепловой энергии.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Органы местного самоуправления не способны выполнять свои договорные обязательства ввиду бюджетного дефицита.

Неисполнение бюджетных обязательств обуславливает непривлекательность отрасли для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными, имеют относительно короткие сроки окупаемости. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и межотраслевого характера возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа действий.

3. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Основная цель Программы - обеспечение стандартов качества условий проживания, повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля, развития конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг.

4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основными задачами Программы являются:

- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности и доведения тарифов до экономичности обоснованного уровня, жесткого выдерживания установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования предприятий и предоставления льгот отдельным категориям граждан к субсидированию малообеспеченных семей;

- формирование инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры путем создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования услуг, оказываемых коммунальными предприятиями - естественными локальными монополистами, экономически заинтересовывающей их в сокращении затрат и ресурсов; совершенствование деятельности по управлению объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности;

- обеспечение государственной поддержки процесса модернизации объектов коммунальной инфраструктуры как путем предоставления бюджетных средств в основном на возвратной основе, так и формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий инвесторам.

5. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Решение задачи технической модернизации жилищно-коммунального комплекса невозможно без коренного оздоровления финансовой ситуации в отрасли, создания реальной системы экономической мотивации к сокращению затрат ресурсов и повышению эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечения частных инвестиций в реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры.

В связи с этим программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства включает не только проведение технических мероприятий по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерных решений, но и создание организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий.

Исходя из анализа существующего положения дел в жилищно-коммунальном комплексе программные мероприятия подразделяются:

- на мероприятия по обеспечению финансовой стабильности жилищно-коммунального комплекса;

- на мероприятия по формированию рыночных механизмов функционирования отрасли и условий для привлечения инвестиций;

- на мероприятия по государственной поддержке инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖИЛИЩНО-