Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2011-2013 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Укрепление авторитета судебной власти - один из важных факторов укрепления государственной власти в целом.

Мировые судьи - это самые близкие к народу судьи, в компетенции которых находятся гражданские, уголовные и административные дела. Принцип мировой юстиции – не наказывать, а примирять.

С учетом указанного большое значение имеют те условия, в которых мировыми судьями осуществляется правосудие.

Институт мировых судей был введен в Республике Бурятия в 1999 году Законом Республики Бурятия N 240-II "О мировых судьях в Республике Бурятия". Сегодня мировая юстиция доказала свою состоятельность. Ежегодно происходит рост количества рассматриваемых мировыми судьями дел. Так, в 2008 году мировыми судьями Республики Бурятия было рассмотрено 3410 уголовных, 83074 гражданских и 38285 административных дел, в 2009 году - 3829 уголовных, 122527 гражданских и 39799 административных дел. В 2010 году - 3891 уголовных, 104176 гражданских и 40782 административных дел. Среднемесячная нагрузка на мировых судей в 2008 году составила: по уголовным делам – 6; по гражданским делам – 147, по административным – 67,5. В 2009 году: по уголовным делам – 6,8; по гражданским делам – 216; по административным – 70,2. В 2010 году: по уголовным делам – 6,9; по гражданским делам – 184; по административным – 71,9.

Вместе с тем за время существования указанного института четко обозначились проблемы, препятствующие осуществлению правосудия.

Надлежащему функционированию мировых судей в Республике Бурятия препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего условия размещения отдельных судебных участков мировых судей в Республике Бурятия и состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительны, что умаляет авторитет судебной власти.

По состоянию на май 2011 года из 54 судебных участков мировых судей в Республике Бурятия 11 судебных участков размещены в помещениях республиканской собственности (9 участков - Октябрьский район города Улан-Удэ, 2 участка - Прибайкальский район), 13 судебных участков - федеральной собственности, 25 судебных участков - муниципальной собственности, 5 судебных участков - частной собственности (N 2 Баргузинского района, N 1, N 2 Джидинского района, N 3 Кабанского района, N 2 Мухоршибирского района). Только 1 судебный участок - Хоринского района, соответствует нормативам площади, рекомендуемым для размещения мировых судей, работников аппарата и размещен на площади 248 кв. м. В 45 судебных участках отсутствуют залы судебных заседаний, однако 11 мировых судей в Республике Бурятия, размещенных в зданиях районных (городских) судов, используют площади залов судебных заседаний данных судов. Обеспечение судебных участков мировых судей в Республике Бурятия 36 залами судебных заседаний позволит достичь 100% результата укомплектования судебных участков залами судебных заседаний.

В результате происходит нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.

Размещение судебных участков в помещениях, не находящихся в государственной собственности, что имеет место в 30 судебных участках, приводит к несоблюдению принципа независимости судебной власти Республики Бурятия.

Размещение мировых судей в помещениях федеральных судов влечет грубое нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с невозможностью заключения Управлением Судебного департамента в Республике Бурятия договоров аренды помещений, возмещения расходов за коммунальные услуги, эксплуатационные расходы, вывоз бытовых отходов из средств республиканского бюджета.

Кроме того, для 17 судебных участков помещения предоставлены на правах аренды. Стоимость арендной платы достаточно высока и постоянно изменяется в сторону увеличения. 23 помещения предоставлены на условиях договора безвозмездного пользования.

В настоящее время большинство арендованных и находящихся в безвозмездном пользовании помещений неприспособлены для надлежащего осуществления правосудия - нуждаются в проведении ремонта, реконструкции (капитальном ремонте), оснащении их техническими средствами охраны (охранно-пожарной сигнализацией, кнопками тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны, металлодетекторами, камерами внутреннего и наружного наблюдения) в целях исполнения мероприятий антитеррористического характера, обеспечения безопасности судебных участков мировых судей. Эти работы требуют больших денежных затрат, но на сегодняшний день нецелесообразны, поскольку договоры аренды заключаются сроком от 1 года до 3 лет, а договоры безвозмездного пользования могут быть расторгнуты по инициативе собственника в любое время.

Действующее в настоящее время законодательство об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации, тенденция роста количества рассматриваемых дел повлекли существенное увеличение нагрузки на работников аппарата мировых судей, отток квалифицированных кадров и, как следствие, снижение качества работы судебных участков. Изменения законодательства в части организационного обеспечения деятельности мировых судей привели к тому, что мировые судьи и работники аппарата не вправе заниматься технической работой, в том числе заключать договоры, осуществлять техническое обслуживание судебных участков, что имеет место в настоящее время.

В этой связи возникла необходимость увеличения штатной численности аппарата мировых судей и работников органа, обеспечивающего деятельность мировых судей, а также их обучения в целях повышения качества работы судебных участков и эффективности эксплуатации информационных ресурсов.

Без комплексного решения проблем материально-технического обеспечения, в части размещения судебных участков в помещениях, зданиях, отвечающих нормативам площади и условиям безопасности, кадрового и профессионального обеспечения мировых судей Республики Бурятия невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении ими правосудия. Это обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода.

Решение проблем, отраженных в Программе, невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества мероприятий по приобретению, ремонту, реконструкции (капитальному ремонту), строительству зданий, помещений для мировых судей, по повышению уровня антитеррористической безопасности, а также по кадровому и профессиональному обеспечению мировых судей. В связи с этим Программа рассчитана на трехлетний период.