Наименование | - Республиканская целевая программа по усилению | |||||||||
Дата принятия | - решение Координационного совета по борьбе с | |||||||||
Государственный | - Министерство внутренних дел Республики | |||||||||
Государственные | - Управление Федеральной службы безопасности по | |||||||||
Основные | - Прокуратура Республики Бурятия, Министерство | |||||||||
Цели и задачи | - удержание контроля над криминальной ситуацией | |||||||||
Сроки и этапы | - 2001 - 2003 годы: | |||||||||
Объемы и источники | (тыс. рублей) | |||||||||
Всего | 2001 год | 2002 год | 2003 год | |||||||
- из республиканского | 10838,6 | 3488,0 | 4002,8 | 3347,8 | ||||||
- из бюджета г. Улан-Удэ | 3005,3 | 1270,3 | 870,0 | 865,0 | ||||||
Итого | 13843,9 | 4758,3 | 4872,8 | 4212,8 | ||||||
Часть мероприятий финансируется за счет | ||||||||||
Ожидаемые | - обеспечение условий для приостановления роста | |||||||||
Система | - управление и контроль за исполнением |
Республиканская целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 2001 - 2003 годы разработана во исполнение решения Координационного совета по борьбе с преступностью и коррупцией при Президенте Республики Бурятия от 14.06.2000 N 5.
Необходимость разработки Республиканской целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 2001 - 2003 годы вызвана тем, что несмотря на принимаемые усилия криминальная ситуация в республике остается сложной. Правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку в республике, достичь реального продвижения по ряду ключевых направлений оперативно - служебной деятельности, обеспечить безопасность при подготовке и проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации. Однако преступность продолжает оказывать негативное влияние на все сферы жизнедеятельности республики и общества, состояние правопорядка, личной, общественной безопасности, серьезно тормозит социально - экономическое развитие республики.
Криминальная напряженность обусловлена эскалацией тяжких видов преступных посягательств против личности, увеличением доли имущественных преступлений, консолидацией преступной среды как на уровне организованных форм преступности, так и в общеуголовном виде. Возрастают профессионализм и масштабность преступных деяний. В истекшем году зарегистрировано 31298 преступлений, что на 6,5% больше, чем в 1998 году. В структуре преступности по-прежнему доминируют тяжкие и особо тяжкие преступления, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных составляет 62,7 процента.
Организованные преступные группы продолжают наращивать свои позиции в экономике, опираясь на коррумпированные связи и финансовые ресурсы контролируемых ими коммерческих структур.
Расширяются интересы криминальных структур в кредитно - финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, в торговле, на потребительском рынке. Активизируются противоправные сделки по вывозу сырьевых ресурсов за рубеж. В связи с этим борьба с преступлениями в сфере экономики и коррупцией является наиболее важным и приоритетным направлением деятельности всех правоохранительных органов республики.
Возросло число насильственных опасных преступлений, таких, как убийство и покушение на него (1,7%), нанесение тяжких телесных повреждений (9,0%), а также с применением оружия (8,8%).
Тревожны темпы роста преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивной преступности. Уголовно - исполнительная система не в полном объеме обеспечивает достижение целей исправления и перевоспитания осужденных. Не на должном уровне организована профилактика преступлений и правонарушений. Недостаточно используются в профилактике правонарушений силы общественных формирований, нет должного взаимодействия с населением.
Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах.
Криминальную напряженность усиливают нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании.
Сложившееся положение явилось следствием:
- упущений и просчетов при осуществлении реформ, способствовавших криминализации экономики, накоплению теневых капиталов и становлению организованной преступности, резкому социальному расслоению общества;
- отставания правовой базы правоохранительной деятельности от потребностей правоохранительной практики;
- недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно - надзорных органов прежде всего в силу их разобщенности, утраты опоры на население, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем правового, материально - технического, финансового и иного обеспечения;
- возрастающей коррумпированности органов власти, распространенности различного рода должностных злоупотреблений и нарушений законности;
- разрушения системы профилактики преступлений;
- углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, силового разрешения споров, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и республики.
Все эти факторы дают основание для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации.
В ближайшей перспективе возможны:
- дальнейшая консолидация преступных группировок на республиканском, межрегиональном уровнях при одновременном разделе и переделе территории республики и объектов бизнеса на сферы преступного влияния, в результате чего может быть установлен криминальный контроль за отдельными отраслями экономики, включая финансовую сферу, малое, среднее и крупное предпринимательство. Продолжится незаконный вывоз сырьевых ресурсов за рубеж;
- расширение масштабов, повышение степени опасности, изощренности и дерзости преступлений, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников, рост немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка;
- возрастание тяжести и масштабов социальных и экономических последствий противоправного поведения, включая увеличения общего числа жертв противоправных посягательств, рост ущерба от них, недовольства населения республики результатами борьбы с преступностью;
- усиление противоправной активности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, усиление влияния авторитетов преступной среды, дальнейшее развитие форм взаимной поддержки осужденных и их сообщников, находящихся на свободе;
- рост неверия людей в способность государства эффективно обеспечить их защиту от противоправных посягательств и как следствие этого - социальная пассивность населения, увеличение его вооруженности.
Тем не менее возможности реализации системы мер целевого воздействия на преступность и установления контроля над развитием криминальных процессов в республике имеются.
Республиканская комплексная программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на 1998 - 2000 годы в основном выполнила свое предназначение, однако часть мероприятий осталось невыполненной. Основная причина невыполнения - отсутствие финансового обеспечения заложенных в Программу мероприятий. С 1998 года по настоящее время средств из республиканского бюджета не выделялось.