В ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000201200145 (от 05.03.2012 N 109)
НГР ru04000201200161 (от 05.03.2012 N 124)
НГР ru04000201200988 (от 07.11.2012 N 650)
Наименование | Государственная программа Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка" на 2011-2014 годы |
Основание для | Закон Республики Бурятия от 10.06.1992 г. N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия"; |
Государственный | Правительство Республики Бурятия |
Координатор | Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия |
Разработчики | Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия; |
Цели Программы | Создание условий для гармоничного развития и оптимального функционирования бурятского языка, расширение сферы его применения. |
Задачи Программы | Сохранение и эффективное использование имеющихся, создание новых информационных, научных, кадровых, административных ресурсов Республики Бурятия в области бурятского языка, этнокультурных интересов бурят. |
Основные | Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия; |
Сроки реализации | 2011-2014 годы |
Объемы и источник финансирования | Источником финансирования является республиканский бюджет*. |
Ожидаемые | - обеспечение образовательных учреждений государственными образовательными стандартами и программами, учебно-методическими комплексами бурятского языка нового поколения - 50%; |
Контроль | Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия координирует деятельность исполнителей Программы, контролирует целевое и эффективное использование выделенных финансовых средств и выполнение программных мероприятий |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Национальный язык является важнейшим ресурсом культурного развития народа. Его утрата приведет к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом.
Сохранение и развитие национального языка должно стать базовым принципом реализации государственной национальной политики.
Комплексность проблем сохранения и развития бурятского языка требует их решения программно-целевым методом.
Работа по реализации Государственной программы сохранения и развития языков народов Республики Бурятия на 1996-2000 годы, последующих планов мероприятий по реализации Закона Республики Бурятия от 10.06.1992 г. N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия" на 2005-2007 годы и Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия на 2005-2007 годы позволила уменьшить потери, имевшие место в прежние десятилетия в области образования, это дало возможность решить часть задач первого этапа в организации преподавания бурятского языка и литературы в школах. Создана необходимая правовая база, реализуются правовые акты, касающиеся преподавания бурятского языка.
Работа по реализации языковой политики в 90-е годы XX в. - нач. XXI в. позволила определить факторы, препятствующие осуществлению поставленных задач, выявила новые проблемы.
Сложившаяся в последние годы ситуация с бурятским языком требует изменения подходов к языковой политике. Существует необходимость выработки и реализации соответствующей государственной программы. Программно-целевой подход позволит сконцентрировать средства на нужных проектах и избежать нецелесообразных расходов на разовые мероприятия, будет способствовать экономии средств и постепенному преодолению главного негативного фактора прежних лет - недофинансирования отраслей, имеющих отношение к языку, культуре и духовности.
В Республике Бурятия проживает большая часть носителей бурятского языка и именно здесь объективно существуют все необходимые условия для его функционирования и развития. В свою очередь развитие бурятского языка в Республике Бурятия будет способствовать его сохранению и развитию в сопредельных регионах России, в Монголии и в Китайской Народной Республике, где также проживают представители бурятского народа. Предполагается, что в последующем в финансировании проектов и мероприятий, направленных на развитие бурятского языка, возможно участие других субъектов Российской Федерации с районами компактного проживания бурят, а после ратификации Российской Федерацией Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств будут созданы предпосылки для софинансирования из федерального бюджета.
2. Содержание проблемы
Преподавание бурятского языка в общеобразовательных учреждениях Республики Бурятия организовано по двум образовательным программам: "Бурятский язык как родной" по 5-6 часов с 1-го по 9-ый классы и "Бурятский как государственный язык Республики Бурятия" в объеме 2 часов в неделю со 2-го по 9-ый классы. Первая программа предназначена для детей, владеющих бурятским языком, вторая - для учащихся (независимо от национальности), не владеющих бурятским языком.
В Республике Бурятия на сегодняшний день действуют 127 национальных школ, в которых обучается около 11 тысяч детей. Все они изучают бурятский язык как родной начиная с букваря - "Yзэглэл".
Организация преподавания бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия потребовала разработки и утверждения основополагающих документов: образовательного стандарта, регионального базисного учебного плана. Наличие и совершенствование нормативно-правовой базы, контроль за исполнением введения предмета "Бурятский язык" как основного в учебные планы образовательных учреждений - залог положительной динамики реализации Закона Республики Бурятия от 10.06.1992 г. N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия".
Требования по созданию необходимых условий для преподавания бурятского языка как государственного языка в общеобразовательных учреждениях находят понимание и поддержку и среди родительской общественности. С начала 2010 учебного года в 80% средних общеобразовательных учреждениях Республики Бурятия проводятся уроки бурятского языка. В Республике Бурятия обучением бурятскому языку как государственному охвачено 53984 учащихся, из них 24738 - в городе Улан-Удэ.
В общей сложности бурятский язык преподается в 409 образовательных учреждениях 64886 учащимся. Количество учителей бурятского языка составляет более 600 человек. Отмечается недостаток специалистов в районах с преимущественным проживанием русскоязычного населения (Заиграевский, Кабанский, Прибайкальский и другие), где существует острая проблема незакрепляемости кадров.
Анализ показывает, что преподавание бурятского языка по основной программе, т.е. как родного, постепенно вытесняется из учебных планов общеобразовательных учреждений в пользу бурятского как государственного языка республики. Тому есть и объективные, и субъективные причины, основанные на аспектах экономического характера и связанные с переориентацией содержания образования национальных (бурятских) школ за счет сокращения часов, отводимых ранее на бурятский родной язык в соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года.
Нуждается в модернизации система подготовки учителей бурятского языка в средних и высших учебных заведениях. Есть необходимость обеспечения подготовки (переподготовки) учителей бурятского языка по овладению ими методики инновационного обучения языкам (новейшие образовательные технологии, дифференцированный подход в определении коммуникативных установок).
Адекватного реагирования и новой постановки задач требуют процессы глобализации, изменение мирового информационного пространства. Использование информационных технологий дает возможность работы с любыми текстами, в том числе на бурятском языке. С их помощью пользователь получает доступ к художественным произведениям, учебникам, справочникам, словарям. В настоящее время накоплен обширный массив текстов на электронных носителях. Продолжается работа по оцифровке произведений бурятских писателей, газетных текстов на бурятском языке, которые можно использовать как информационные ресурсы.
Однако развитию и наполнению недавно созданных сайтов и блогов бурятского языка и литературы, распространению бурятского языка в Интернете и в целом в информационных технологиях препятствует проблема цифрового неравенства. Бурятский язык не может полноценно функционировать в кириллической части Интернета и других информационных системах. Необходимо выработать и утвердить стандарты кириллической кодировки, клавиатурной раскладки, латинской транскрипции. Существует проблема локализации операционных систем Мicrosoft и Linux к бурятскому языку. Нужно также развивать корпусную лингвистику для работы с большими массивами языковых данных. Корпусная лингвистика способствует развитию как самого языка, так и науки о языке. Вследствие отсутствия координации в решении технологических аспектов развития языка в информационных системах, которые требуют небольших вложений, упускается возможность использования информационно-коммуникационных технологий в деле сохранения и развития бурятского языка.
Для создания языковой среды, которая способствует развитию языка, требуются соответствующие количество и объем радио- и телепередач на бурятском языке. Передачи в прямом эфире способствуют развитию речевых форм языка, это своеобразный "котел", где литературный язык будет соприкасаться с различными функциональными элементами устной и письменной речи, диалектизмами, молодежным сленгом и т.д. и это будет способствовать развитию языка. Поэтому в работе с электронными средствами массовой информации предпочтительным является создание собственного FM-радио с интерактивным общением.
Анализ рынка рекламных услуг г. Улан-Удэ, текущее неудовлетворительное состояние бурятского языка, ограниченность его общественных функций, эффективность FМ-радиостанций на национальных языках в других регионах позволяет сделать вывод о необходимости создания FМ-радио с вещанием на бурятском языке в пределах, разрешенных законами Российской Федерации. Звучащее наряду с музыкой бурятское слово, также ежедневные уроки бурятского языка в сочетании с радиоиграми будут способствовать развитию языка, активизации его общественных функций. В то же время проект создаст благоприятные условия для развития региональной эстрады и профессиональной музыки, приобщения молодежи к национальной музыкальной культуре, позволит расширить аудиторию слушателей.
В Концепции развития бурятского языка, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 12.03.2009 г. N 80, бурятский язык признается стратегическим ресурсом устойчивого этнокультурного развития бурятского этноса и важным фактором обеспечения этнической самоидентификации и национального самосознания бурят. В ней говорится о необходимости создания механизмов согласования, координации деятельности всех субъектов языковой политики и эффективного механизма обратной связи между властью и гражданским обществом.