Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2009-2011 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республика Бурятия является одним из субъектов Российской Федерации, который находится под пристальным вниманием мирового сообщества не только благодаря значительному и разнообразному природно-ресурсному потенциалу, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения крупнейшего объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО - озера Байкал. Учитывая уникальность экосистемы озера и требования особого режима хозяйственной деятельности, сохранение озера Байкал и Байкальской природной территории возможно только при объединении усилий органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и всех членов регионального социума.

В настоящее время напряженность экологической обстановки в Республике Бурятия создают неблагоприятные явления природного характера на поверхностных водных объектах, накопленные в прошлом и образующиеся в настоящее время отходы производства и потребления, высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Улан-Удэ.

1. Природные условия территории Республики Бурятия определяют высокую опасность проявления неблагоприятных явлений на поверхностных водных объектах. Наиболее распространенным и опасным природным явлением, создающим чрезвычайные ситуации с нанесением значительного ущерба населению, экономике и природным объектам являются наводнения. В многолетнем разрезе по площади охватываемой территории и наносимому материальному ущербу наводнения многократно превышают все остальные опасные природные процессы. Общий материальный ущерб от последнего наводнения 2006 года составил более 500,0 млн. руб.

Абзац исключен. Постановление Правительства Республики Бурятия от 04.12.2012 N 717

Реализация предлагаемых мероприятий по инженерной защите от затопления паводковыми водами и защите берегов рек от подмыва и разрушения позволит обеспечить безопасное проживание населения Республики Бурятия, улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий защищаемых территорий, а также предотвратить социальный и экономический ущерб.

Основной причиной неосуществления мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в муниципальных образованиях в Республике Бурятия является то, что решение данной проблемы требует больших финансовых затрат.

Необходим комплексный подход к решению данной проблемы на региональном уровне. Для чего ведется строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов, которое включает мусоросортировочные станции, полигоны захоронения твердых бытовых отходов, комплексы по переработке твердых бытовых отходов. В целях обеспечения экологической безопасности, совершенствования и модернизации процесса сбора, утилизации и переработки отходов, осуществления мероприятий, реализации проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности создано открытое акционерное общество "Республиканский мусороперерабатывающий завод", деятельностью которого будет являться:

- захоронение твердых бытовых отходов, образующихся на территории городского округа "г. Улан-Удэ", близлежащих населенных пунктов Иволгинского и Тарбагатайского районов;

- утилизация и переработка твердых бытовых отходов на территории муниципальных районов - Иволгинский, Тарбагатайский, Кабанский, Баргузинский, Заиграевский, Прибайкальский, и городского округа "г. Улан-Удэ.

В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 03.06.2011 N 274

3. В течение ряда последних лет г. Улан-Удэ и п. Селенгинск ежегодно включаются в список городов Российской Федерации с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. По данным регулярных наблюдений в других населенных пунктах Республики Бурятия, где осуществляется мониторинг состояния атмосферного воздуха (г. Гусиноозерск и г. Кяхта), среднегодовые концентрации взвешенных веществ и диоксида азота в 2002 - 2007 гг. также превышали санитарно-гигиенические ПДК. Индекс загрязнения атмосферного воздуха в г. Улан-Удэ - 15,6 (высокий), в остальных городах - средний.

Основной объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников приходится на предприятия промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. При этом в г. Улан-Удэ наблюдается прямая зависимость между выбросами загрязняющих веществ и детской заболеваемостью по 14 классам и группам болезней из 34 нозологических форм, сезонной динамикой обращений населения за медицинской помощью и загрязнением атмосферного воздуха взвешенными веществами, диоксидом азота и бенз(а)пиреном. По результатам экспертных расчетов для населения г. Улан-Удэ риск развития дополнительных случаев заболеваний и смерти от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха составляет соответственно 12% и 17% от всей заболеваемости и смертности в городе.

Намечающийся рост промышленного производства в республике неизбежно повлечет обострение существующих проблем в сфере охраны атмосферного воздуха. В связи с этим наряду с расширением основного производства от организаций - природопользователей требуется внедрение соответствующих технологий очистки выбросов загрязняющих веществ.

Представленные выше сведения свидетельствуют о необходимости принятия конкретных и согласованных действий Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления и организаций - природопользователей в долгосрочном периоде. Для эффективной реализации необходимых действий требуется программно-целевой подход, при котором решение вышеуказанных проблем получит соответствующее реальное отражение как в системе планирования с ориентацией на результат, так и в механизмах реализации приоритетных мероприятий, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды и улучшение условий жизнедеятельности населения.