КОНЦЕПЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 1999 - 2001 ГОДЫ
В настоящей Концепции определены основные направления реформирования бюджетной политики Республики Бурятия в 1999 году и на период до 2001 года в соответствии с целями и задачами экономической политики республики, реального ресурсного обеспечения проводимых мероприятий, а также мероприятия по совершенствованию бюджетной политики республики в среднесрочной перспективе.
Приоритетом бюджетной политики на среднесрочную перспективу, 1999 - 2001 годы, должно стать преодоление бюджетного кризиса, обеспечивающее реальность исполнения консолидированного бюджета, погашение бюджетной задолженности за предыдущие годы и неукоснительное выполнение следующих обязательств:
- увеличение поступления налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней на основе обеспечения стабилизации экономического и финансового положения в республике, увеличения налогооблагаемой базы и повышения уровня собираемости налогов. Необходима реализация антикризисных мер, направленных на преодоление острых финансовых проблем республики, повышение эффективности управления собственностью, усиление экономических механизмов государственного регулирования экономики, восстановление платежеспособности предприятий;
- поэтапный переход на казначейское исполнение бюджетов всех уровней;
- сокращение дефицита республиканского бюджета;
- снижение объема государственных заимствований;
- вывод из глубокого кризиса отраслей социального комплекса на основе резкого упрощения всей системы социальной поддержки, увязки предоставляемой государством помощи с уровнем нуждаемости, переход к адресно - заявительной системе социальных выплат;
- оздоровление консолидированнего и республиканского бюджетов;
- совершенствование бюджетного процесса путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства, механизма (финансовых взаимоотношений между республиканским бюджетом и бюджетами органов местного (самоуправления республики;
- усиление режима экономии в расходовании бюджетных средств, нормирование основных видов расходов, размещение государственного и муниципального заказов исключительно на конкурсной основе.
При последовательном осуществлении необходимых мероприятий по этим направлениям удастся переломить негативные тенденции, заложить основы стабилизации бюджета республики на среднесрочную перспективу.
Формирование доходной части консолидированного бюджета республики и увеличение доходов бюджета зависят от выполнения основных показателей социально - экономического развития республики в 1999 году и последствий налоговой реформы, проводимой в целом Правительством Российской Федерации, уровня собираемости налогов. В связи с продолжающимся спадом производства, обострением финансового кризиса 1998 года сложная экономическая и финансовая ситуация в республике сохранится и в следующем году.
Основным приоритетом налоговой реформы становится обеспечение благоприятных условий для предпринимательской и деловой активности, оживлений производства.
Поэтому для выхода из бюджетного кризиса очень важна серьезная налоговая реформа, основным приоритетом которой должно стать не увеличение налоговой нагрузки, а меры по обеспечению благоприятных условий для предпринимательской и деловой активности, оживления производства.
Проведение бюджетной политики осложняется нарастанием расходов бюджета по обслуживанию государственного долга и, как следствие, сокращению подлежащих распределению бюджетных средств.
Проблема внутреннего долга бюджета республики стоит как ни когда очень остро и напрямую связана с дефицитом бюджета. Принимая бюджет с дефицитом более 30 процентов от расходов, тем самым наращиваются долги будущего года и не погашаются за прошлые годы. В ближайшие годы нельзя допустить роста внутреннего долга бюджета республики и расходов на его обслуживание и погашение, так как внутренние резервы для его погашения недостаточны. Финансовая помощь из федерального бюджета поступает в недостаточном объеме; направляемые Правительством России средства для гашения задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы имеют возвратный характер, и их придется так или иначе возвращать.
Формирование государственного долга Правительства Республики Бурятия, управление им, осуществление контроля за его состоянием должно производиться строго в соответствии с Программой республиканских внутренних заимствований по формам и видам заимствований, направляемых на погашение дефицита республиканского бюджета.
В Законе Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга; который не должен превышать объем доходов соответствующего бюджетного года без учета финансовой помощи из федерального бюджета Российской Федерации и предельный объем расходов на обслуживание и погашение государственного долга.
Объем финансирования внутреннего долга на 1999 год необходимо предусмотреть в размере задолженности бюджета по кредитам, полученным в 1998 году.
Основной задачей бюджетной политики на 1999 год и на период до 2001 года является приведение расходной части в соответствие с реальными возможностями бюджета республики на основе реализации программы экономии государственных расходов. Реализация этой программы, начатая в текущем году, будет продолжена и в 1999 году. Предстоит произвести инвентаризацию и сокращение бюджетной сети, реструктуризацию и уменьшение числа организаций, финансируемых из бюджета, пересмотреть и провести ревизию всей нормативной и правовой базы, предусматривающей расходные полномочия, не обеспеченные реальными источниками, консолидация в республиканском бюджете внебюджетных источников и отказ от неэффективных дотаций и субсидий.
Бюджетная политика в области расходов в 1999 году и на период до 2001 года будет проводиться, исходя из объема ресурсов, определенных в рамках прогноза доходов, и источников финансирования бюджетного дефицита.
Основной принцип - составлять бюджет не по потребностям, а имеющимся возможностям республики, поэтому будет применяться более совершенная процедура, составления проекта бюджета, позволяющая республиканским органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли, исходя из возможностей бюджета по финансированию конкретных отраслей экономики и социальной сферы при сохранении общих приоритетов в настоящей Концепции.
Бюджетные средства должны распределяться по перечню, ограниченному количеством республиканских, органов исполнительной власти. При этом остальные бюджетные учреждения должны быть включены в состав профильных министерств и ведомств, что позволит создать более эффективную ведомственную структуру расходов бюджета, строже спрашивать за его исполнение с конкретных министерств и ведомств.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в следующем году. Приоритетным должно стать финансирование реального сектора экономики.
Реструктуризация расходов бюджета подразумевает наряду с выделением приоритетных направлений расходования бюджетных средств сокращение непервоочередных и низкоэффективных расходов, которые должны быть сокращены или минимизированы при подготовке проекта бюджета на 1999 год.
К основным приоритетам бюджетной политики относится проведение бюджетной реформы на основе принятия Бюджетных кодексов Российской Федерации и Республики Бурятия и упорядочения бюджетного процесса.
Бюджетный кодекс определяет основные принципы межбюджетных отношений.