Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 1997 года N 274

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ЗАТОПЛЕНИЮ, ПОДТОПЛЕНИЮ И ЭРОЗИОННЫМ ПРОЦЕССАМ"

Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000200800610 (от 21.10.2008 N 480)

Правительство Республики Бурятия отмечает, что народное хозяйство и население республики терпят значительные убытки от регулярных наводнений, вызванных летне - осенними паводками на реках, что объясняется не только естественно - природными факторами, но и необдуманной хозяйственной деятельностью на затапливаемых участках вдоль рек.

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 г. N 242 "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в Российской Федерации", Совета Министров Республики Бурятия от 11 марта 1994 г. N 57 "О целевой программе противопаводковой защиты населенных пунктов и объектов народного хозяйства в Республике Бурятия" и распоряжения Правительства Республики Бурятия от 5 сентября 1994 г. N 85-р Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить "Основные положения по установлению особого режима хозяйственной деятельности на территориях, подверженных затоплению, подтоплению и эрозионным процессам" (приложение N 1).

2. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов республики:

2.1. Обеспечивать соблюдение условий хозяйственной деятельности на своих территориях, подверженных затоплению, подтоплению и эрозионным процессам, регламентируемых вышеутвержденными "Основными положениями".

2.2. При утверждении местных бюджетов предусматривать средства для финансирования разработки проектов и их выноса в натуру по первоочередным объектам (приложение N 2).

2.3. До разработки проектов и утверждения границ зон затопления, подтопления и эрозионных процессов по водным объектам производить отвод земель под строительство и хозяйственное использование в этих зонах только после согласования с Комитетом по водному хозяйству.

3. Определить Комитет по водному хозяйству Республики Бурятия (Молотов В.С.) заказчиком по разработке проектов установления границ зон затопления, подтопления и особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях.

4. Министерству строительства и архитектуры Республики Бурятия (Антонов С.М.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.), Государственному комитету Республики Бурятия по земельным ресурсам и землеустройству (Алексеев Ю.И.) для установления границ затопления, подтопления и особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях обеспечить выполнение соответствующих мероприятий (приложение N 3).

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Агалова В.К.

Первый заместитель Председателя

Правительства Республики Бурятия

В.К.АГАЛОВ

Управляющий Делами - Руководитель

Администрации Президента и

Правительства Республики Бурятия

А.Г.ЛУБСАНОВ

Приложение N 1
Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 23.07.97 N 274

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ЗАТОПЛЕНИЮ, ПОДТОПЛЕНИЮ И ЭРОЗИОННЫМ ПРОЦЕССАМ


Ежегодные наводнения, наледные явления и водная эрозия на территории Республики Бурятия приводят к значительным потерям экономического, социального и экологического характера, к непредвиденным материальным затратам. В зонах затопления находится 193 населенных пункта.

При этом площадь территории, подвергаемой затоплению, составляет 1304,2 тыс. га, в том числе 574,5 тыс. га - сельхозугодия, из них:

пашня - 158,0 тыс. га;

сенокосы - 149,7 тыс. га;

пастбища - 266,8 тыс. га.

Особую опасность представляют наледи и наледные процессы, формирующиеся на малых водотоках и территориях, подтапливаемых подземными водами. Наледи и наледные процессы существенно усложняют, а иногда и полностью исключают эксплуатацию инженерных сооружений, транспортных схем и хозяйственную деятельность человека в целом (более 20 населенных пунктов).

Водной эрозии в различной степени подвержены около 623,4 тыс. га сельхозугодий. Данные площади требуют принятия эффективных мер по защите почвенного слоя от затопления.

Ущерб от наводнений, подтоплений и эрозии почв независимо от причин их возникновения (весеннее половодье и летне - осенние паводки, заторы льда, селевые потоки, аварии на гидроузлах, поднятие уровня подземных вод) в республике не уменьшается, а имеет устойчивую тенденцию к росту, несмотря на проведение превентивных защитных мероприятий.

Рост повторяемости высоких и катастрофических наводнений, подтоплений территорий и развитие эрозионных процессов обусловлен целым рядом причин как природного, так и антропогенного характера, к которым относятся:

- увеличение паводковых расходов и уровней в реках вследствие снижения паводкорегулирующей способности водосборов, вызванной вырубкой лесов, строительством дорог и др.;

- рост увлажненности территории в результате изменения климата, нарушения режима орошения и норм осушения;

- нарушение естественных русловых процессов строительством дамб обвалования, дорог, мостов и т.д.;

- нерациональное ведение сельскохозяйственного производства на площадях, прилегающих к водотокам;

Увеличению масштабов разрушительного воздействия способствуют также следующие факторы:

- концентрация населения и рост стоимости объектов собственности;

- технические просчеты при строительном освоении территорий, подвергаемых затоплению, подтоплению и эрозионным процессам (увеличение доли собственности, расположенной в подвальных помещениях и на первых этажах зданий, нерациональные типы застройки, снижающие степень защиты населения и устойчивость зданий и сооружений);

- расположение в зонах затопления и подтопления прудов - накопителей и других технологических емкостей, не исключающих залповых сбросов высококонцентрированных сточных вод, а также промышленных предприятий, сельхозпостроек, транспортных и других объектов, затопление которых может привести к загрязнению водных объектов.

Для эффективной борьбы со стихийными бедствиями применение только технических решений недостаточно. Используемые в республике способы защиты от затопления, подтопления территорий и других негативных природных процессов не обеспечивают кардинального решения проблем.

Из вышесказанного следует, что кроме инженерной защиты территории необходимо применять неинженерные мероприятия, позволяющие снизить ущерб от негативных природных процессов, а именно:

- постоянное проведение мониторинга;

- прогнозирование и информирование населения и заинтересованных организаций о наступлении бедствия;

- организация системы специального страхования в целях создания страховых фондов (регионального и федерального);

В комплексе мер по борьбе с затоплением, подтоплением и эрозией почв значительное место должно занимать социальное планирование - экономические, административные и правовые нормы хозяйственной деятельности, стимулирующие землепользователей к рациональному использованию земель, подверженных вышеуказанным процессам, а также выполнению природоохранных требований.

Одним из путей снижения ущерба от негативных природных процессов должны стать правила, регламентирующие использование земель, ограничивающие необоснованное строительство промышленных и других объектов, расположение которых нецелесообразно в потенциально опасных зонах.

Настоящими "Основными положениями..." на территориях, подверженных негативным природным процессам (затоплению, подтоплению, эрозии почв и оврагообразованию) вводится регламентирование хозяйственной и другой деятельности, а также определяется порядок его установления, соблюдения и контроля. Кроме того, "Основные положения..." регламентируют также порядок взаимодействия специально уполномоченных органов федерального и республиканского подчинения по охране окружающей Среды и природных ресурсов, министерств и ведомств, действующих на территории Республики Бурятия, органов местного самоуправления, а также порядок передачи и обмена информацией по данному вопросу.

Данные "Основные положения..." разработаны в соответствии со следующими документами:

- Водный Кодекс Российской Федерации (статьи 66, 77, 106, 117);

- Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной Среды";

- постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.94 N 242 "О проведении неотложных противопаводковых мероприятий в Российской Федерации";

- постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96 N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах";

- постановление ГКЧС России от 23.11.93 N 7 "Об установлении статуса паводкоопасных зон по степени риска от наводнений и порядка хозяйственной деятельности на этих территориях";

- Закон Республики Бурятия "Об охране окружающей природной среды";

- Целевая программа "Противопаводковой защиты населенных пунктов и объектов народного хозяйства в Республике Бурятия".

Настоящие "Основные положения..." не заменяют требования действующих нормативно - правовых и других документов в области охраны природы и окружающей среды и регламентирующие хозяйственную деятельность на территории Республики Бурятия.

1.1. Установление особого режима хозяйственной деятельности на территориях, подверженных негативным природным процессам (затоплению, подтоплению, эрозии почв и оврагообразованию) должно способствовать уменьшению ущерба, наносимого негативными природными процессами населению и народному хозяйству, и обеспечению комплексного использования и охраны природных ресурсов за счет рационального хозяйствования.

1.2. Особый режим хозяйственной деятельности распространяется на:

- речные долины, прибрежные зоны водохранилищ и озер, расположенных в зонах распространения наводнений и затапливаемых не реже одного раза в 100 лет (1% обеспеченность паводка с поглощением зон с обеспеченностью паводка больше 1%), а также на зоны возможного катастрофического затопления в результате разрушения гидротехнических сооружений (плотин, дамб обвалования и др.);

- водоохранные зоны и прибрежные полосы;

- территории, подверженные подтоплению подземными водами;

- территории, подверженные эрозии почв и оврагообразованию.

На территориях, затапливаемых паводком 0,5% обеспеченности, особый режим хозяйственной деятельности устанавливается на основании специального обоснования.

1.3. Границы зон особого режима хозяйственной деятельности на территориях, указанных в п. 1.2 устанавливаются на основании проекта выделения границ затопления и подтопления, а также степени риска по конкретному водному объекту (далее "Проект"), разрабатываемого с учетом требований настоящих "Основных положений...".

1.4. Разработка "Проекта" и вынос его в натуру осуществляется проектно - изыскательскими организациями, имеющими лицензию (разрешение) на проведение этого вида работ, выданную в соответствии с действующим положением о порядке выдачи лицензий на право выполнения проектно - изыскательских работ, связанных с использованием затапливаемых земель и настоящими "Основными положениями...". До выхода специальных распоряжений Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия лицензии выдаются Центром лицензирования строительной деятельности Министерства строительства и архитектуры Республики Бурятия по согласованию с специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и Госкомэкологией.

1.5. "Проект" утверждается Правительством Республики Бурятия после согласования с специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, Госкомэкологией, Центром Госсанэпиднадзора и Комитетом по делам ГО и ЧС Республики Бурятия.

1.6. Утвержденный "Проект" является документом, обязательным для исполнения органами местного самоуправления.

Сведения об установлении границ затопления и подтопления, зон риска, а также зон особого режима хозяйственной деятельности доводятся до населения в установленном порядке так же, как и решения вопросов организации гражданской обороны по защите населения и объектов народного хозяйства в зонах возможного катастрофического затопления.

Копии утвержденного проекта передаются в специально уполномоченные органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, в управления или отделы архитектуры населенных пунктов (районов), органы государственной власти, Комитет по делам ГО и ЧС Республики Бурятия.

1.7. При установлении особого режима хозяйственной деятельности на затапливаемых территориях разрабатываются основы страхования и условия формирования специального страхового фонда (для постоянного проведения мониторинга, осуществления защитных мероприятий и выплаты компенсаций) в соответствии с действующими и вновь разрабатываемыми документами по страхованию.

1.8. Исполнение особого режима хозяйственной деятельности в выделенных зонах затопления и подтопления является обязательным для всех граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от подчиненности и форм собственности. Контроль за реализацией этого режима возлагается на местное самоуправление.

2.1. Установление зон особого режима хозяйственной деятельности на территориях, подверженных затоплению, подтоплению и эрозии почв, осуществляется по степени риска наступления наводнений (по расчетной обеспеченности паводка), поднятия уровня подземных вод и производится аналитическими методами, которые заключаются в анализе гидрологических, топографических, гидрогеологических, экономических, демографических и других факторов.

2.2. Зоны особого режима хозяйственной деятельности устанавливаются на основании имеющихся карт (планов) границ затопления паводками 1% и 10% обеспеченности.

В приложении 7.4 приведен перечень населенных пунктов, подвергаемых затоплению и подтоплению паводковыми водами основных водотоков республики (отметки расчетных уровней воды взяты с вышеуказанных карт).

2.3. В отдельных случаях (при ограниченных площадях осваиваемых территорий, необходимости сохранения компактности застройки территории и др.) производится уточнение границ зон на основании:

- фондовых материалов ГУГК и других организаций;

- материалов дешифровки аэрофото- и аэрокосмических съемок территории;

- материалов дополнительных инженерных изысканий (топографических, почвенно - геологических, гидрогеологических и гидрологических);

- материалов обследования по выявлению паводкоопасных зон, определению площади затопления на месте (при отсутствии или неполноте имеющихся фондовых материалов);

- статистических материалов об ущербе и данных экономических обследований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»