1.1 Внедрение межведомственной республиканской системы профилактики социального сиротства, включающей технологии раннего выявления семейного неблагополучия и профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, механизмов профилактики лишений родительских прав
Содержание деятельности
Система раннего выявления и организации профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, основана на инновационной технологии "работа со случаем", подтвердившей свою эффективность в международной и российской практике. Для ее успешного внедрения необходимо создание структуры на трех уровнях (региональном, муниципальном и уровне сельского поселения в муниципальном районе или на уровне микрорайона в городе.
При условии создания такой структуры организация деятельности по раннему выявлению семейного неблагополучия и организации помощи семье выстраивается в следующей последовательности:
- разработка необходимых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия и организации помощи семье (региональный уровень)
- своевременное выявление случаев нарушений прав ребенка в семье специалистами учреждений социальной сферы (уровень сельского поселения в муниципальном районе, микрорайона в городе: образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социальной защиты, некоммерческие организации и др.);
- передача информации в орган опеки и попечительства по единой форме (уровень сельского поселения в муниципальном районе, микрорайона в городе: информация передается из образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры, некоммерческих организаций и др.);
- расследование случая и установления факта нарушений прав ребенка, факта жестокого обращения или насилия и принятие решения об "открытии случая" - начале профилактической работы с семьей (муниципальный уровень - орган опеки и попечительства);
- диагностика причин семейного неблагополучия; разработка, утверждение и реализация согласованного межведомственного плана реабилитации ребенка и семьи на основе доступных на территории услуг для семьи и детей (уровень сельского поселения в муниципальном районе, микрорайона в городе: услуги образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры, некоммерческих организаций и др.);
- контроль за исполнением плана, утверждение результатов мониторинга (муниципальный уровень - орган опеки и попечительства);
- принятие решения о дальнейших действиях в отношении ребенка и семьи либо о "закрытии случая" (муниципальный уровень - орган опеки и попечительства);
- мониторинг деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия и организации помощи семье (региональный уровень).
В Республике Бурятия работа по профилактике социального сиротства началась в ноябре 2007 года с создания в структуре органов исполнительной власти Республиканского агентства по делам семьи и детей, которое является координатором деятельности в данной сфере (штатная численность - 14 человек).
С 1 марта 2008 года соответствующими республиканскими законами функции по защите прав несовершеннолетних и их семей переданы в муниципальные образования, которые осуществляют 35 специалистов органов опеки и попечительства, 41 специалист, обеспечивающие деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Организация деятельности с семьями группы риска по социальному сиротству осуществляется 43 районными специалистами по работе с семьей и детьми Государственного учреждения "Республиканский центр по работе с семьей и детьми" на муниципальном уровне и уровне поселений.
Однако для эффективного внедрения системы и создания оптимальных условий раннего выявления семейного необходимо увеличить количество специалистов по работе с семьей и детьми. Для максимального обеспечения раннего выявления семейного неблагополучия и своевременного принятия мер по каждому случаю нарушений прав ребенка в семье, с целью везде, где возможно, сохранить для ребенка его родную семью, предлагается ввести таких специалистов в каждом поселении (в муниципальном районе) или микрорайоне (в городском округе).
Всего в Республике Бурятия 272 поселения и 83 микрорайона. Таким образом, для охвата всей республики необходимо 355 специалистов по работе со случаем (из расчета 1 специалист на 1 поселение в муниципальном районе либо на 1 микрорайон в городском округе), что предполагается осуществить поэтапно в течение четырех лет реализации программы. Создание штата этих специалистов (первичной сети) запланировано за счет расширения и пересмотра функциональных обязанностей существующих специалистов системы профилактики. Оплата за выполнение дополнительных функций специалистами будет носить характер доплат к основной заработной плате в размере МРОТ. Имеющиеся специалисты по работе с семьей и детьми (43 специалиста ГУ "Республиканский центр по работе с семьей и детьми" - по 1-2 специалиста в муниципальном образовании) будут являться координаторами этой первичной сети. Каждый из специалистов будет проходить трехэтапную подготовку.
Также для осуществления оперативного реагирования по работе со случаем в отдаленных селах необходимо обеспечение транспортом, мобильными ноутбуками, оснащенные соответствующими программами.
Деятельность по внедрению межведомственной республиканской системы раннего выявления семейного неблагополучия и профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, механизмов профилактики лишений родительских прав, будет осуществлена поэтапно. Параллельно с созданием первичной сети в муниципальных образованиях будут внедряться профилактические услуги семье и детям, на основе которых будет проводиться индивидуальная реабилитационная работа.
1 этап: до февраля 2010 года. В 2009 году запланировано приведение в соответствие нормативно-правовой республиканской и муниципальной базы.
На основе принятых нормативно-правовых актов деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, механизмов профилактики лишений родительских прав в 2009 году осуществляется в пяти муниципальных образованиях республики (начиная с 1 января 2009 года в Мухоршибирском, Заиграевском районах и г. Улан-Удэ (Железнодорожный район), начиная с 1 сентября 2009 года в Джидинском и Курумканском районах), выбранных в качестве пилотных площадок: конкурсный отбор специалистов, их обучение и методическое сопровождение экспертами из регионов Российской Федерации, организация деятельности; внедрение на базе учреждений новых профилактических услуг и их апробация с целью дальнейшего распространения на все районы республики. Будет подготовлен научно-аналитический доклад по итогам работы по созданию системы профилактики социального сиротства с рекомендациями по распространению опыта развития системы профилактики социального сиротства.
2 этап: март 2010 г. - февраль 2011 г. Планируется проведения ряда мероприятий, направленных на обобщение полученного опыта и постепенного распространения его на территории следующих семи муниципальных образований, выбранных по результатам экспертной оценки готовности муниципального образования к внедрению системы по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактической работы с семьями и детьми.
3 этап: март 2011 г. - февраль 2012 г. Планируется распространение полученного опыта на территории следующих семи муниципальных образований, выбранных по результатам экспертной оценки.
4 этап: февраль 2012 г. - декабрь 2012 г. Работа по программе будет продолжена в следующих семи муниципальных. Таким образом, охвачены все 23 муниципальных образования республики.
Ожидаемые результаты
Конечным результатом комплекса мероприятий по данному направлению деятельности станет создание межведомственной системы, которая будет обеспечивать гарантированное выявление случаев нарушения прав ребенка на ранней стадии кризиса в семье и единый алгоритм организации адресной реабилитационной помощи по каждому выявленному случаю. Это позволит в значительном числе случаев нормализовать ситуацию в семье, использовать ее ресурсы и ресурсы социального окружения в рамках единого подхода и предотвратить необходимость принятия крайних мер, связанных с лишением родительских прав.
1.2. Создание и развитие адресных, доступных, качественных услуг по профилактике социального сиротства