Недействующий

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ

ПРИКАЗ

от 28 ноября 2012 года N 264-О/Д

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ ОТ 06.07.2012. N 157-О/Д

Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минсоцзащиты РБ от 11.11.2014 N 1555, вступившего в силу со дня официального опубликования на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
____________________________________________________________________

Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия: Номер государственной регистрации: N 032012608 от 24 декабря 2012 года


В связи с утверждением приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", в целях организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приказываю:

1. Внести следующие изменения в Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утвержденный приказом Республиканского агентства по делам семьи и детей от 06.07.2012 N 157-о/д "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрирован в реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия от 01.08.2012 N 032012285):

1.1. Пункт 19 Порядка изложить в следующей редакции: "Для начала обучения в Школе подготовки замещающих родителей гражданин, желающий принять ребенка (детей) на воспитание в семью, обращается с заявлением по форме согласно Приложению N 1 к данному Приказу, заполняет анкету по форме согласно Приложению N 2, и представляет документ, удостоверяющий личность - паспорт (копия)".

1.2. Пункт 25 Порядка дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"В случае утери либо непригодности Свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации для дальнейшего использования по причине износа или повреждения гражданам прошедшим программу подготовки выдается дубликат свидетельства с занесением сведений в Журнал регистрации граждан, проходящих обучение по Программе подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью".

1.3. В пункте 26 Порядка слова "в течение 5 лет с момента его выдачи" исключить.

1.4. Дополнить пунктом 28 Порядка следующего содержания:

"28. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется Школами подготовки замещающих родителей на безвозмездной основе".

2. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Программу), утвержденную приказом Республиканского агентства по делам семьи и детей от 06.07.2012 N 157-о/д "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложить согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

3. Бланк свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации изложить согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

4. Настоящий приказ вступает в силу с момента официального опубликования.

Руководитель

Г.Д. Ожигов


ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к приказу Республиканского агентства

по делам семьи и детей

от 28.11.2012 г.

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает формирование нового семейного пространства - замещающей семьи.

Создание замещающей семьи - первый этап на пути ее развития. В образовавшемся пространстве замещающей семьи происходит адаптация всех ее членов к новым условиям. От того, как пройдет этот процесс, зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования.

Замещающая семья живет и развивается по тем же законам, что и любая другая семья, выполняет те же функции. При этом выполнение ее основной функции - воспитание детей – специфично и зачастую не связано с функцией рождения детей.

Замещающая семья берет на себя обязательства по воспитанию ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, не связанное с данной семьей.

Ребенок, принятый в данную семью, изначально не является ее продолжением, а становится им в процессе развития семьи.

Именно поэтому очень важно создать все необходимые условия для адаптации принятого ребенка, развития у него полноценного чувства привязанности к новой семье.

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка оставшегося без попечения родителей, складывается из трех компонентов: информационно-образовательного, практического и коррекционного.

Этап подготовки замещающих родителей включает тренинги, проводимые в групповой форме и индивидуальные консультации для потенциальных замещающих родителей.

Цель программы:

- Обеспечить психолого-педагогическую и правовую подготовку лиц, желающих принять ребенка (детей) для формирования социально-психологической готовности лиц к принятию в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, снижения риска отказа от воспитания и формирования навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка (детей).

Основные задачи программы:

- Ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей;

- Помочь лицам, желающим принять ребенка (детей), разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка (детей) в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребёнка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, на воспитание, в осознании реальных проблем и трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка (приемных детей);

- Помочь лицам, желающим принять ребенка (детей), определиться с формой семейного устройства, в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;

- Повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка (детей), принятого (принятых) на воспитание в семью, в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- Предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.

Целевая группа: лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей.

Ожидаемые результаты:

- осознанное восприятие потенциальными замещающими родителями своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;

- способствование осознанному восприятию замещающими родителями факта появления ребенка в семье;

- сформированность у потенциальных замещающих родителей четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;

- грамотная родительская позиция (наличие свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации) потенциальных приемных родителей в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;

- развитие способности у потенциальных замещающих родителей применять полученные теоретические знания на практике;

- понимание замещающими родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.

Программа может варьироваться в зависимости от потребностей и запросов слушателей.

Содержание разделов программы


Раздел 1. "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:

а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся:

- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей

и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. "Представление о потребностях развития приемного ребенка


и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей", включающий:

- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.


Раздел 3. "Этапы развития ребенка", включающий изучение следующих тем:

- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.


Раздел 4. "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка", включающий изучение следующих тем:

- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

- диспропорции развития ребенка;

- понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;

- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.


Раздел 5. "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)", включающий изучение следующих тем:

- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»