5.1. Компьютеризация сельских (сомонных) администраций
Сельские администрации - важное составляющее звено управленческой иерархии органов местного самоуправления муниципальных образований, что следует обязательно учитывать при разработке информационных ресурсов района.
Целью обследования функциональной деятельности сельских (сомонных) администраций является разработка технологического процесса автоматизированного сбора, обработки, накопления и передачи информации. При этом требуется обеспечить полноту, достоверность и оперативность доступа к накопленным информационным ресурсам, а также возможность информационного обмена между отдельными структурами данного уровня.
Следует иметь ввиду, что сельские администрации заняты сбором и обработкой информации, касающейся жизнедеятельности населения села (сомона), для чего ведут сплошной ежегодный подворовый учет. Эти сведения заносятся в книгу похозяйственного учета, которая будет являться первичным документом для создания и ведения компьютерной базы данных.
Движение информационных потоков на местах должно отслеживаться специалистами сельской администрации, выполняющими функции оперативного сбора информации по различным направлениям подворового учета: населения, скота и птицы, частного жилья, земли в пользовании населения, транспорта, сельскохозяйственной техники и т.д.
Анализ материалов обследования показывает, что наиболее целесообразным и необходимым решением вопроса по компьютеризации сельских администраций будет разработка и сопровождение базы данных, отражающей состав населения местного территориального образования, и собственность, находящуюся в пользовании граждан.
Структура базы данных может быть представлена в виде нескольких разделов в соответствии с ее информационным содержанием:
База данных "Похозяйственный учет в сельской администрации":
1. "Лицевые счета населения" содержит информацию первой части похозяйственной книги для каждого члена хозяйства: анкетные данные (фамилия, имя, отчество, пол, национальность, дата и место рождения), место работы (выполняемая работа), должность, тип учебного заведения, диплом (аттестат), прибыл (откуда), убыл (куда), социальное положение (пенсионер, инвалид), вид пенсии и другие сведения.
2. "Скот, являющийся собственностью хозяйства" содержит показатели о поголовье скота и птицы по видам, сведения о других животных, находящихся в собственности хозяйства, включая пушных зверей, а также пчелосемьи.
3. "Частное жилье" - с полной его характеристикой (вид жилья, общая и жилая площадь, наличие коммунальных услуг, число комнат, стоимость домовладения).
4. "Земля, находящаяся в пользовании граждан". Здесь регистрируются сведения о количестве земли, находящейся в собственности, в аренде, в пользовании (владении) по ее видам (пашня, многолетние насаждения, земля под постройками, посевная площадь под различными культурами, включая кормовые).
5. "Технические средства, являющиеся собственностью хозяйства" -раздел содержит сведения о наличии тракторов в хозяйстве, грузовых и легковых автомобилей по маркам.
В качестве первичной информации для наполнения этих разделов базы данных используются соответствующие показатели, занесенные в книгу похозяйственного учета.
Наличие в сельской администрации постоянно актуализируемой базы данных, содержащей полную информацию подворового учета населения, будет способствовать получению достоверных сведений о численности населения в целом по району в различных возрастных категориях. Это позволит выполнять необходимые расчеты по развитию демографических процессов, уровню занятости населения, трудовым ресурсам, прогнозированию кадровой политики в районе и т.д.
Имея ряд данных по количеству голов скота в собственности у населения по годам, можно проследить тенденции роста численности сельскохозяйственных животных, выполнить анализ по производству сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах района, наметить возможные направления по развитию в районе перерабатывающих производств, также предусмотреть другие возможные пути улучшения жизни населения территориального образования.
Следует также иметь ввиду, что наличие компьютерной базы данных в сельских администрациях района будет способствовать систематизации, оперативному и точному учету собранных сельской администрацией налогов на имущество граждан и землю, что является основой формирования налогооблагаемой базы.
Как показывают материалы обследования, в настоящее время налогооблагаемая база сельской администрации используется, примерно, на 60%.
5.2. Внедрение сетевых технологий в районных администрациях Республики Бурятия
" В настоящее время сфера применения компьютерной техники в районных администрациях ограничивается, в основном, работой с текстовыми документами и таблицами на отдельных персональных компьютерах. Технические и программные средства используются локально, районные администрации лишены возможности применения современных информационных технологий, позволяющих работать с сетевыми информационно-поисковыми системами и базами данных нормативно-распорядительной, статистической, оперативной информации, что частично объясняется недостаточными финансовыми возможностями районов. Поэтому основным направлением компьютеризации районной администрации является создание информационной сети, которая позволяет решить ряд организационно-технологических задач, связанных с автоматизацией рабочих мест специалистов функциональных отделов районной администрации.
Информационная сеть - это развивающаяся информационная система, предназначенная для оперативного обеспечения социально-экономической, статистической, финансовой, общественно-политической и другой информацией специалистов администрации в качестве информационной поддержки процессов принятия управленческих решений (схема!).
Применение современных компьютерных сетевых технологий в органах местного самоуправления позволяет обеспечить:
- систематизацию и оптимизацию потоков управленческой информации в администрации;
- организацию совместного доступа к базам данных различного тематического содержания;
- ведение баз данных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления;
- связь между подразделениями администрации для коллективной работы с документами посредством использования внутренней электронной почты, что позволит значительно снизить количество размножаемых и перемещаемых бумажных документов;
- совместное использование дорогостоящих периферийных устройств (лазерных принтеров, сканеров, модемов) сотрудниками администрации;
- оптимизацию проектов управленческих решений по направлениям деятельности органов местного самоуправления с помощью прикладных аналитических систем;