Недействующий

О ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЕ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2001-2004 ГОДЫ

Паспорт Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 2001-2004 годы


Наименование Схемы

Генеральная схема  создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 2001-2004 годы

Дата принятия  решения о  разработке Схемы

Распоряжение  Правительства Республики Бурятия от 06.10.2000 г. N 915-р

Государственный  заказчик Схемы

Министерство труда  и социального развития Республики Бурятия

Исполнители и  соисполнители

Министерство труда  и социального развития Республики Бурятия, Министерство промышленности,  производственной инфраструктуры и технологий Республики Бурятия, Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Министерство по  строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия,  Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Министерство образования и  науки Республики Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия,  Департамент федеральной государственной службы занятости населения по  Республике Бурятия, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты  Республики Бурятия

Цель Схемы

Повышение уровня и  изменение структуры занятости населения на основе создания и сохранения  экономически эффективных рабочих мест в отраслях экономики и хозяйствующих  субъектах

Задачи Схемы

- Обеспечение  правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения  перспективных рабочих мест, развитие кадрового потенциала в различных  отраслях экономики.  - Формирование  эффективной региональной структуры занятости населения, стабилизация рынка  труда в районах со сложным социально-экономическим положением и в районах с  экстремальными условиями проживания.  - Создание условий  для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности  населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых  отношений в сфере занятости населения

Сроки реализации  Схемы

2001 - 2004 годы

Источники  финансирования

Республиканский  бюджет, бюджеты органов местного самоуправления, средства предприятий и  организаций.  Общие затраты -  1365,7 млн. рублей, кроме того по содействию занятости безработных и  незанятого населения 13,6 млн. рублей

Ожидаемый конечный  результат  реализации

Формирование  государственной системы создания и сохранения рабочих мест, кадрового  потенциала.  Создание 16207  новых и сохранение 3548 действующих рабочих мест, также по содействию  занятости безработных 21055 мест, направленных на обеспечение роста  эффективности структуры занятости и производительности труда, повышение  уровня жизни населения

Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 2001-2004 годы (далее - Схема) подготовлена Министерством труда и социального развития Республики Бурятия при участии заинтересованных министерств, ведомств на основе районных (городских) Генеральных схем создания и сохранения рабочих мест, которые являются ее составляющими частями, в соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.01.2000 года N 361 - ММ "О Генеральной схеме создания и сохранения рабочих мест" и распоряжением Правительства Республики Бурятия от 06.10.2000 г. N 915-р об обеспечении формирования Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 2001 - 2005 годы.

Схема создания и сохранения рабочих мест разрабатывалась в территориально-отраслевом аспекте.

Подготовка Схемы осуществлялась исходя из макроэкономических условий социально - экономического развития Республики Бурятия, определенных в предварительном прогнозе социально - экономического развития республики до 2002 года Министерством экономики и внешних связей Республики Бурятия, и в соответствии с основными положениями Среднесрочной программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы, утвержденной Правительством Республики Бурятия от 25.05.2001 г. N 191, на основе анализа статистических данных, отражающих процессы воспроизводства населения, уровня его экономической активности, определения рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезах как на республиканском, так и на районном уровнях. В качестве исходной базы для расчета дополнительного ввода рабочих мест используется пассивный прогноз численности экономически активного населения и метод нормативно-целевого прогноза численности рабочих мест, уровней занятости и безработицы. Уровень безработицы рассматривается в территориальном разрезе, а необходимость создания дополнительных рабочих мест - в отраслевом.

Схема не ставит своей целью разработку детального экономического механизма создания рабочих мест или программ развития и размещения производства по отраслям и территориям. Решение этих задач лежит в русле всей экономической политики республики, включая структурную, промышленную, инвестиционную, финансово - кредитную, налоговую и внешнеэкономическую составляющие.

Схема создания рабочих мест формируется сроком на четыре года (2001 - 2004) с разбивкой по годам и призвана обеспечить координацию действий государственных, местных органов власти и работодателей в вопросах создания и сохранения рабочих мест как важнейшего условия выхода республики из экономического кризиса, обеспечения социальной стабилизации на рынке труда, создания условий для экономического роста.

За период экономической реформы в сфере занятости населения Республики Бурятия произошли коренные изменения: качественно изменились отраслевая структура и сфера занятости населения, существенно сократилось число рабочих мест, понизился их технический уровень. Сокращение рабочих мест, выразившееся в сокращении занятости, составило за период 1991-1998 годы более 100,5 тыс. человек. Наибольшее сокращение численности наблюдалось в промышленности и строительстве (33,3%), в сельском и лесном хозяйстве (24,3%), в здравоохранении, физической культуре, социальном обеспечении, народном образовании, культуре и искусстве, научном обслуживании (16,0%), а также транспорте и связи (9,0%). Вместе с тем наблюдается рост численности занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки (на 38,1%), жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения и др. (на 30,6%). Произошли значительные изменения по сферам занятости. Сократилась численность занятых на предприятиях и в организациях государственного сектора с 83,8% до 47,9% от числа занятого населения. Вместе с тем наблюдается рост численности занятого населения в сфере индивидуального и частного предпринимательства (с 11,5% до 34,2%), на предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности (с 4,5% до 16,3%), а также в общественных объединениях, организациях, фондах (с 0,14% до 5,1%). Процесс смены собственника неоднозначно влияет на занятость населения и в целом на рынок труда. Собственник, отвечающий не только за экономическую эффективность деятельности предприятия, организации, но и за судьбу трудового коллектива, только формируется. Существует риск сокращения "излишней" численности персонала на приватизированных предприятиях, организациях.

Для сдерживания высвобождения работников и трудоустройства безработных граждан в республике осуществляется целевая поддержка рабочих мест государственной службой занятости. Реализация мероприятий по поддержке рабочих мест за прошедший период позволила создать и сохранить рабочие места для трудоустройства 2774 безработных граждан, из них 1211 рабочих мест для трудоустройства особо нуждающихся в социальной защите, кроме того обеспечить временной занятостью16067 человек.

Повышение экономической активности с 1998 года обусловило увеличение поступлений инвестиций в реальный сектор экономики. В 1999 году объем инвестиций, по отношению к 1998 году, увеличился на 26,0%, в том числе: в промышленности на 23,3%, в сельском хозяйстве - 32,2%, в строительстве - 5,1%. В 2000 году в социально - экономическое развитие республики вложено инвестиций за счет всех источников финансирования в объеме 3378,3 млн. рублей (оценка), что на 1,1% выше, чем в 1999 году.

Главным источником инвестиций остаются средства организаций, которые составляют более 70,0%. В технологической структуре инвестиций в основном капитале доминирующее положение занимают средства на строительство зданий и сооружений.

В целом ограниченные инвестиционные возможности организаций приводят к суженному воспроизводству не только рабочих мест, но и сохранению тенденции старения основных производственных фондов. Степень износа основных фондов по отраслям, производящим товары, составляет порядка 49,0%, в том числе: в промышленности 30,9%, в сельском хозяйстве 50,8%.

Политика создания новых и сохранения экономически эффективных действующих рабочих мест должна быть тесно увязана со среднесрочными и долгосрочными Планами действия Правительства Республики Бурятия, постановлениями, распоряжениями Правительства Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия в области социально - экономического развития республики.

Цель настоящей Схемы состоит в формировании эффективной системы занятости населения как основы поступательного развития экономики и существенного улучшения уровня жизни населения республики.

Этого можно достичь только на основе повышения эффективности труда и расширения занятости.

Развитие системы рабочих мест предусматривает:

- создание новых рабочих мест и сохранение действующих;

- улучшение их качественных характеристик;

- перераспределение рабочих мест по отраслям и территориям.

Все эти действия направлены на решение как долгосрочных стратегически важных для республики и районов задач в области устойчивого экономического роста, так и тактических, направленных на стабилизацию рынка труда.

На различных этапах реализации Схемы ее тактические цели будут уточняться и конкретизироваться. На данном этапе выхода республики из социально-экономического кризиса в качестве ближайших рассматриваются следующие цели:

- формирование рациональной системы создания и сохранения рабочих мест на основе определения приоритетных направлений развития отраслей экономики и социально-экономического потенциала республики, районов (городов), рационализации структуры занятости населения;

- решение вопросов стабилизации рынка труда в районах со сложным социально - экономическим положением, а также в районах с экстремальными условиями проживания;

- достижение и поддержание продуктивной занятости населения, повышение эффективности и доходности труда в интересах работников, работодателей и всего населения республики;

- более полное использование и совершенствование накопленного научно - производственного и кадрового потенциала;

- снижение социальной напряженности в обществе.

Заложенные в Схеме перспективы дополнительного ввода рабочих мест и их отраслевая направленность позволят обеспечить переход к эффективной занятости при более полном удовлетворении потребности населения в оплачиваемой работе, повышение уровня жизни; окажут существенное влияние на основные параметры республиканских и районных (городских) программ социально - экономического развития, инвестиционных программ, программ развития отраслей народного хозяйства.