Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Приложение N 1
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 27.01.2003 N 24

Концепция реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве


Коренные изменения в экономике и общественных отношениях, нестабильность финансово-экономического положения многих организаций агропромышленного комплекса породили ряд проблем и, прежде всего, снижение уровня жизни сельского населения. Определенные позитивные подвижки, наметившиеся в последние 2 года, социально-экономическую ситуацию в сельском хозяйстве радикально не улучшили.

Продолжается падение уровня и качества жизни сельских жителей, растет безработица. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве является одной из самых низких в республике. Сложившаяся система формирования денежных доходов сельского населения не позволяет в полной мере обеспечить условия, необходимые для нормального воспроизводства рабочей силы и повышения качества жизни.

Возникла острая необходимость для определения основных подходов к решению социальных проблем сельского населения.

Основными положениями Концепции предусматривается разработка и осуществление последовательных и согласованных шагов по изменению и совершенствованию системы оплаты труда сельских работников, отношений на рынке труда, нормализации структуры оплаты труда, усилению трудовой мотивации.

Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении его мотивационных механизмов, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к критическим значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельскохозяйственного производства.

За последнее десятилетие доля заработной платы в себестоимости сельскохозяйственной продукции уменьшилась вдвое и составила в 2001 году всего лишь 15 - 16%. При этом доля заработной платы резко сократилась и в доходах сельского населения. Так, в 1992 году она составляла 95%, а в 2001 году - 34,6%.

Уровень заработной платы в сельском хозяйстве в 2001 году составил 554 рубля или 29% от средней по Республике Бурятия. Подавляющее большинство работников сельского хозяйства получают заработную плату ниже уровня прожиточного минимума (85%), т.е. заработная плата, как экономическая категория, перестала выполнять свои основные функции - воспроизводство рабочей силы и стимулирование труда. В результате, управление экономикой лишается одного из мощнейших рычагов повышения эффективности производства.

Несмотря на то, что 80% организаций заключили коллективные договоры, действующая система социального партнерства не эффективна в условиях сельской местности, поскольку здесь не реализуется основной принцип социального партнерства - равноправие сторон. В заключенном отраслевом (тарифном) соглашении не определен механизм индексации заработной платы в зависимости от индекса потребительских цен в Республике Бурятия.

Остается высокой задолженность по оплате труда, которая на 1 января 2002 года составила 46,2 млн. рублей или 3,9 месяца. Имеют место случаи, когда прибыльные сельскохозяйственные организации не своевременно выплачивают заработную плату своим работникам.

Переход к рыночным отношениям резко обострил проблему занятости сельского населения. Снижение объемов и эффективности агропромышленного производства, нарастание доли убыточных хозяйств, институциональные преобразования, не сопровождающиеся расширением сферы приложения труда, свертывание рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях сельской экономики отрицательно сказались на состоянии рынка труда.

Важно отметить следующие тенденции в сфере занятости в сельском хозяйстве:

Во-первых, за 6 последних лет вдвое сократилась численность работников сельскохозяйственных организаций в целом по Республике Бурятия.

Высвобождение работников происходит в основном по экономическим причинам: уменьшение объема производства продукции, сокращение поголовья скота, недостаток материально-технических, финансовых ресурсов для расширения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, снижение занятости на сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности было неадекватно уменьшению объема производства, что говорит о наличии скрытой безработицы (избыточной рабочей силы).

В-третьих, снижение уровня занятости сельского населения в общественном производстве привело к переходу работников в личное подворье, поскольку альтернативные сельскому хозяйству сферы занятости в большинстве сел и деревень развиты слабо или вообще отсутствуют.

Занятость сельских жителей в ЛПХ привела к утрате их прав на социальные льготы и гарантии: отсутствие учета их трудового стажа приводит к потере права на достойную пенсию по возрасту, на социальные выплаты в случае возникновения временной нетрудоспособности, увечья или инвалидности. Работа в личном подворье не дает возможности повышения профессионального мастерства и квалификации, и работник теряет право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Целью данной Концепции является обеспечение устойчивого роста благосостояния сельского населения на основе роста заработной платы и доходов, кардинальное повышение доли оплаты труда в структуре доходов, при этом повышение уровня доходов работников сельскохозяйственных организаций должно соответствовать повышению экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции.

Задачи Концепции:

обеспечение экономически и социально приемлемого уровня доходов работников, занятых в сельскохозяйственных организациях;

повышение стимулирующей роли заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, обеспечение опережающего роста оплаты труда по сравнению с другими видами доходов, восстановление и укрепление ее жизнеобеспечивающей функции;

повышение роли государства и установление государственных гарантий в области доходов, установление системы индикаторов, учитываемых при предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям;

повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в регулировании оплаты труда и размеров социальных выплат и льгот на предприятии;

совершенствование системы материального стимулирования руководителей сельскохозяйственных организаций;

разработка мер социальной защиты работников, занятых в личном подсобном хозяйстве.

Реформирование системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве предполагает создание действенных механизмов государственного и рыночного регулирования оплаты труда, обеспечение своевременной ее выплаты.

Основным инструментом регулирования системы заработной платы является повышение минимальных гарантий на основе поэтапного приближения размера оплаты труда к величине прожиточного минимума.

Важным механизмом повышения уровня денежных доходов и покупательной способности заработной платы должно стать оказание целевой адресной государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, стимулирующей рост заработной платы, доходов.