В настоящей Подпрограмме под "градостроительным планированием" понимается регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое публичной властью в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в целях создания условий для привлечения инвестиций и активизации строительства, формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека.
Из общей численности населения Республики Бурятия 963,4 тыс. человек в сельских поселениях проживает 426,0 тыс. человек или 44% населения.
В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил республики, являющаяся, в свою очередь, градообразующей базой. Города и городские округа являются главными потребителями энерго-, био- и техноресурсов, главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.
В Республике Бурятия 1163,0 тыс. квадратных метров жилья отнесены к ветхому и аварийному, что составляет около 6,6% от общего объема жилищного фонда республики (весь жилфонд - 17411,3 тыс. кв. м). Происходит естественное старение существующего жилищного фонда. Для ликвидации этого фонда необходимо определение площадок для строительства микрорайонов нового, современного, быстровозводимого жилья с обеспечением его коммунальной и социальной инфраструктурами.
К числу проблем также относится вопрос по изменению границ населенных пунктов. Многие поселения давно "переросли" границы, установленные ранее разработанными генеральными планами, некоторые жилые образования построены на землях сельскохозяйственного назначения, которые на протяжении последних 15 - 20 лет используются под жилищно-гражданское строительство, но до настоящего времени не переведены в установленном порядке в состав земель населенного пункта.
В последнее время произошли изменения в области архитектуры и градостроительства, которые привели к сокращению и реорганизации уполномоченных органов власти в сфере градостроительной деятельности (специалистов районной архитектуры) на местах и передаче полномочий в данной сфере органу, не имеющему отношения к градостроительству.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, конкретизируя и расширяя объем полномочий органов власти муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности, устанавливает последствия за бездействие в этой области, что повышает значимость и актуальность деятельности местных органов архитектуры и градостроительства.
На сегодняшний день в Республике Бурятия только город Улан-Удэ имеет генеральный план, соответствующий современным требованиям. Документы территориального планирования Республики Бурятия были разработаны в 80 - 90-х годах прошлого столетия и до настоящего времени не корректировались.
Градостроительная документация выстраивает такую систему, при которой начальной и ключевой фигурой градостроительной деятельности в части обеспечения архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции становится застройщик, то есть лицо, которое приобрело имущественные права на земельный участок.
Для того чтобы могло состояться приобретение права на земельный участок, выделенный из состава государственных или муниципальных земель, должны быть проведены предварительные действия, итогом которых является градостроительный план земельного участка. Этот документ, являясь результатом обеспеченной публичной властью планировки территорий, с одной стороны, подготавливается в контексте ранее утвержденных документов, с другой стороны, предопределяет подготовку частными лицами последующих документов (землеустроительная документация, проектная документация, разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта).
Чтобы использовать возможности свободного строительства в рамках заранее известных правил и ограничений, необходимо подготовить и принять соответствующие республиканские законы и нормативно-правовые акты, муниципальные нормативные правовые акты (правила землепользования и застройки).
Вышеперечисленные проблемы не представляется возможным решить без разработки документов территориального планирования муниципальных образований в республике. Подготовка этих документов требует больших финансовых затрат в условиях дефицита большинства местных бюджетов. Одним из инструментов решения этой проблемы является софинансирование данных мероприятий за счет средств республиканского бюджета в виде субсидий местным бюджетам на разработку документов территориального планирования.
Документы территориального планирования позволят решить следующие жизненно важные для республики вопросы:
- перспективы реального расселения в каждом муниципальном образовании;
- преобразования административно-территориального устройства республики;
- применения объемно-планировочных и инженерно-технических решений в застройке населенных пунктов с учетом местной специфики.
Решение этих вопросов позволит выбрать оптимальный вариант осуществления целенаправленного и управляемого устойчивого развития территорий муниципальных образований в республике.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию территорий муниципальных образований определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения поставленной задачи.
Достижение максимальных результатов в минимальные сроки требует подготовки и реализации подпрограммы развития региональной системы градорегулирования, состоящей из взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих подсистем, совместно формируемых исполнительными органами государственной власти республики и органами местного самоуправления.
Такая подпрограмма позволит не только оперативно решать текущие задачи по обеспечению роста объемов строительства, но также последовательно и целенаправленно выстраивать основания для перспективных действий системного характера по развитию территорий республики, создавать адекватную условиям рыночной экономики систему градорегулирования.