Государственная политика решения жилищной проблемы населения страны отводит механизму ипотечного жилищного кредитования одну из основных ролей. Платежеспособное население страны должно самостоятельно решать задачу обеспечения жильем. Задача государства создать организационные, правовые и финансовые условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования.
Принятый в конце 2004 года пакет законов, касающихся жилищной сферы существенно упростил и удешевил процедуру ипотечного жилищного кредитования. Так, было отменено обязательное нотариальное удостоверение договора ипотеки, отменена необходимость получения разрешение органов охраны прав детства на ипотеку жилья, если несовершеннолетний ребенок не является владельцем жилья и др.
Организация системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации идет по двухуровневой схеме. В регионах создается первичный рынок, представленный региональными операторами, а созданный Правительством РФ федеральный оператор ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" осуществляет рефинансирование и выпуск ценных бумаг, формируя вторичный рынок.
Государственная поддержка системы ипотечного жилищного кредитования на уровне Российской Федерации определена Концепцией развития единой системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования в России и федеральной целевой программой "Жилище".
Для повышения доступности ипотечных жилищных кредитов (займов), расширения круга участников системы ипотечного кредитования необходимо сформировать платежеспособный спрос населения.
Доступность ипотечного займа (кредита) для конкретного получателя определяется, в первую очередь, доходами данного получателя, процентными ставками по кредитам и сроком кредита. Процентные ставки по займам (кредитам), прежде всего, зависят от уровня инфляции. Эти основные факторы - доходы населения и уровень инфляции - являются внешними по отношению к собственно системе ипотечного жилищного кредитования.
Другой характеристикой ипотечного жилищного займа (кредита), определяющей его доступность, является величина первоначального взноса. Для увеличения доступности кредитов необходимо развитие механизма субсидирования части первоначального взноса и компенсации части процентной ставки по займам (кредитам) гражданам.
Подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Бурятия" позволит обеспечить комплексный подход для развития системы ипотечного жилищного кредитования в республике и повышения доступности ипотечных кредитов (займов), как стандартных, выданных согласно "Стандартам процедур выдачи, рефинансирования и обслуживания ипотечных кредитов и займов" (далее общефедеральные стандарты), утвержденных федеральным оператором ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" 1.03.2004 г., так и не соответствующих общефедеральным стандартам.