Таблица N 2
Годы строительства | Объемы строительства, тыс.м2 | Всего | |||||
Юридические лица | Государственные и муниципальные застройщики | Индивидуальные застройщики | |||||
2003 (факт) | 5,8 | 28,6 | 149,6 | 184,0 | |||
2004 (факт) | 39,0 | 19,2 | 131,5 | 190,5 | |||
2005 (факт) | 47,2 | 25,9 | 125,9 | 199,0 |
По прежнему, в общем объеме вводимого в эксплуатацию жилья преобладает индивидуальное жилищное строительство, доля которого находится в пределах 70-80%.
Наиболее эффективной формой реализации государственных обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление бюджетных субсидий на приобретение жилья через механизм государственных жилищных сертификатов. В наиболее последовательном виде этот подход реализован подпрограммой "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы".
Положительный результат такой реализации позволяет использовать его механизм в основе реализации объединенной подпрограммы "Государственная поддержка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий" в Республике Бурятия входящей в состав новой редакции ФЦП "Жилище".
Этот же механизм положен и в основу реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, итоги которого представлены в таблице:
Таблица N 3
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Всего по программе (млн.руб.) в т.ч.: | 25,5 | 19,58 | 11,3 | 17,4 | 18,55 | 9,783 | 6,7 |
- выезжающие | 18,7 | 13,3 | 7,8 | 12,0 | 17,0 | 9,093 | 6,1 |
- выехавшие | 0,2 | 1,68 | 0,9 | 1,5 | 1,55 | 0,690 | 0,6 |
Строительство (приобретение) жилья взамен ветхого в зоне БАМ | 6,6 | 4,6 | 2,6 | 3,9 | - | - | - |
Вместе с тем, наряду с положительными результатами реализации Программы, ряд задач не был исполнен в полном объеме. Около 70 % домохозяйств республики имеют среднедушевой размер общей площади жилья меньше федерального стандарта (18 м2 общей площади на человека), т.е. являются потенциально нуждающимися в улучшении жилищных условий, Денежные доходы ниже величины прожиточного минимума имеют 36 % населения республики и, следовательно, не могут самостоятельно решить проблему обеспечения жильем.
Все это не позволяет значительному числу граждан в полной мере улучшить свои жилищные условия за счет приобретения жилья не только на первичном, но и вторичном рынках. Коэффициент доступности жилья составляет 5,8 на первичном рынке и 4,3 на вторичном.
Сложившийся уровень инфляции оказывает влияние на размер процентной ставки по ипотечным кредитам, что так же служит серьезным препятствием, ограничивающим возможности большинства населения в использовании этих кредитов для решения своих жилищных проблем.
В 2005 году не оказывалась поддержка индивидуальным застройщикам в части строительства инженерных коммуникаций. Недостаточный объем выделения ссуд на индивидуальное жилищное строительство, и невыполнение муниципальными образованиями своих обязательств по инженерному обеспечению и подготовке площадок жилищного строительства. Сдерживало увеличение объемов жилищного строительства и отсутствие прозрачной системы проведения торгов земельных участков.