ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УКАЗ
от 13 октября 1997 года N 235
О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Утратил силу. Указ Президента Республики Бурятия:
НГР ru04000200800535 (от 23.09.2008 N 279)
Изменения в ред. Указа Президента Республики Бурятия:
НГР ru04000199800160 (от 13.05.1998 N 109)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1997 г. N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить концепцию реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия и республиканскую программу реформирования жилищно - коммунального хозяйства Республики Бурятия.
2. Главам органов местного самоуправления на основе концепции в срок до 1 января 1998 г. разработать местные программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства.
3. Возложить на Комитет по жилищно - коммунальному хозяйству Республики Бурятия (Думнов В.Л.) координацию работы по реализации и организационно - методической помощи органам местного самоуправления в проведении реформы в жилищно - коммунальном хозяйстве.
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Жилищно - коммунальное хозяйство республики (далее - ЖКХ) это сложный многоотраслевой производственно - технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно - эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение (очистные сооружения, перекачивающие насосные станции и водопровод, водохранилища); коммунальная энергетика (электро-, теплоснабжение); внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство, санитарную уборку городов (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией твердых бытовых и пищевых отходов); гостиничное хозяйство; предприятия бытового обслуживания (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).
Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства подразделяются на две основные группы:
- технологические фонды;
- производственные фонды.
Технологические фонды определяют инженерную инфраструктуру: сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и др. Производственные фонды состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание технологических фондов: гаражи, мастерские, производственные здания и др.
В настоящее время жилищно - коммунальное хозяйство республики оказалась на грани серьезных хозяйственных и финансово - экономических разрушений.
Передав предприятия ЖКХ в ведение местных администраций, государство практически прекратило финансирование отрасли из федерального бюджета, а местные власти пока еще не обладают необходимыми ресурсами. Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания явно недостаточен для достижения пропорционального развития инженерной инфраструктуры. Объем инвестиций в коммунальное хозяйство длительное время сохранялся на уровне 22 - 24% от затрат на жилищное строительство при нормативе 33 - 35%. Сложившаяся многолетняя практика финансирования и снабжения жилищно - коммунального хозяйства по остаточному принципу привела к физическому износу его объектов, который в настоящее время в республике составляет критическую величину.
Жилищный фонд Республики Бурятия составляет 15,2 млн. кв. м., из них 6,7 млн. кв. м. жилья находятся в ведении администраций местного самоуправления. Степень благоустройства муниципального жилищного фонда составляет 81%, степень износа - 36%. Аварийное и "ветхое" жилье составляет около 62 тыс. кв. метра.
В связи с ежегодным недоремонтом физический износ жилищного фонда за последние 10 лет резко увеличился, например по муниципальному жилью требуется приведение в технически исправное состояние более 1 млн. кв. м. жилья. За последние 4 года муниципальный жилищный фонд возрос в 3,5 раза. Жилищный фонд, передаваемый органам местного самоуправления от ведомств, как правило, находится в технически неисправном состоянии и нуждается в неотложном капитальном ремонте.
В 60 - 70-е годы в городах и рабочих поселках шла застройка панельными домами массовых серий, так называемых "хрущевок", общая площадь которых по республике составляет 715.0 тыс. кв. м.
В настоящее время у этих домов кончается срок долговечности конструкций. Дома не отвечают современным требованиям и нормативам по уровню комфортности жилья, энергосбережению и стабильности режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Внешнее благоустройство городов и поселков отстает от уровня России (по протяженности дорог с усовершенствованным покрытием - в 1,5 раза, по протяженности замощенных тротуаров - в 3 раза). В сельских населенных пунктах эти показатели в 5 раз ниже среднереспубликанского.
Передаваемые предприятиями в муниципальную собственность объекты жилья и коммунального хозяйства, не подкрепленные финансированием на их содержание, приходят к дальнейшему их ветшанию и снижению надежности инженерных систем.
Снижается надежность работы теплоисточников магистральных инженерных сетей, дорог, водоочистных сооружений.
Из-за отсутствия финансирования решение проблем, связанных с улучшением обеспечения населения качественной питьевой водой, теплом, электроэнергией, затягивается.
Мощность водозаборных сооружений, принадлежащих ЖКХ, составляет 332,2 тыс. куб. м. в сутки, дефицит в питьевой воде равен 12,2 тыс. куб. м. в сутки.
По нормализации условий водоснабжения по республике необходимо построить 10 источников централизованного водоснабжения и порядка 167 км. магистральных сетей водопровода на сумму 131 млн. руб. в ценах 1991 года и пробурить 440 скважин.
Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений (КОС) составляет более 20,0 тыс. куб. метров в сутки и около 36% стоков сбрасываются на рельеф или поля фильтрации без очистки.
В системе ЖКХ республики наиболее уязвимой отраслью остается коммунальная энергетика, которая в настоящее время не отвечает в полной мере предъявляемым требованиям устойчивости и надежности. Оборудование и здания отопительных котельных имеют значительный износ и требуют срочной замены. Износ тепловых сетей составляет более 60 процентов.
В республике продолжает сохраняться дефицит тепловой энергии.
С развитием инфраструктуры городов, поселков республики произошло отставание развития сетей и подстанций электроснабжения. Около 30% электрических сетей и подстанций имеют значительный перегруз по пропускной способности, в результате чего снижается надежность обеспечения электроэнергией. 150 километров электрических сетей предприятий ЖКХ требуют замены и перетяжки провода. Требуются значительные средства на проведение работ по реконструкции и строительству ЛЭП и ТП.
Удельное потребление населением республики услуг жилищно - коммунального хозяйства отстает от сложившихся по России и составляет:
Удельное | Республика Бурятия | Российская Федерация |
- водопотребление | 146 литр в сутки/чел. | 310 литр в сутки/чел. |
- водоотведение | 117 литр в сутки/чел. | 259 литр в сутки/чел. |
- теплоснабжение | 6,03 Гкал в год/чел. | 11,6 Гкал в год/чел. |
- электроснабжение | 1300 кВт/час в год/чел | 2130 кВт/час в год/чел |
Поскольку темпы роста затрат по предоставлению жилищно - коммунальных услуг росли опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и разницу в ценах на тепловую энергию в городских бюджетах не уменьшалась. Ситуация усугублялась тем, что начиная с 1993 г., сложилась неблагоприятная динамика доходов населения (более 50% населения республики имели доходы ниже прожиточного минимума), что способствовало изменению темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Причиной сложившегося положения является также отсутствие в отрасли устойчивой и отлаженной системы хозяйствования. Исторически сложилось так, что финансирование предприятий ЖКХ осуществлялась в виде дотаций, покрывающих убытки предприятий. Убыточность, в свою очередь, определялась политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных услуг. Дотационность предприятий не стимулировала поиск путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения новой техники и технологий.
Способом преодоления сложившегося критического положения в жилищно - коммунальном хозяйстве республике является дальнейшее продолжение реформы в этой сфере и поиск новых подходов к совершенствованию ее инфраструктуры с одновременным решением задач по обеспечению конституционного права граждан республики на достойное жилище.
Следует отметить, что если на первом этапе реформы (1993 - 1996 гг.) {*} жилищно - коммунального хозяйства повышение доли платежей населения в финансировании жилищно - коммунальных услугах происходило в основном путем механического повышения ставок оплаты, то на новом этапе целесообразно в большей мере сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производства жилищно - коммунальных услуг, поскольку опережающий их рост был в значительной степени связан с монопольным положением организаций, предоставляющих услуги.
--------------------------------
{*} Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг"
Главная цель реформирования жилищно - коммунального хозяйства заключается в совершенствовании и эффективности жилищно - коммунального хозяйства на базе коренного реформирования систем управления, обслуживания и финансирования для обеспечения доступности жилья и улучшения коммунального обслуживания населения Республики Бурятия.
Перед Правительством Республики Бурятия стоят следующие задачи по реформированию жилищно - коммунального хозяйства:
1. Обеспечение жителей республики стандартами качества условий проживания.
2. Переход от бюджетного дотирования к оплате услуг потребителями при укреплении системы адресной поддержки малообеспеченных семей. При этом темпы роста уровня покрытия затрат на жилищно - коммунальные услуги населением должны быть согласованы с темпами роста доходов населения, а также сокращением перекрестного субсидирования с тем, чтобы не допустить резкого возрастания нагрузки на местные бюджеты.
3. Снижение издержек и, соответственно, тарифов на жилищно - коммунальные услуги на основе коммерческого учета потребляемых в жилищном секторе тепла, воды, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также соответствующих институциональных преобразований (развитие конкуренции в сфере ЖКХ, становление товариществ собственников жилья и т.д.).
4. Уменьшение нагрузки на республиканский и местный бюджеты за счет снижения издержек и тарифов на жилищно - коммунальные услуги с одновременным повышением оплачиваемой населением доли затрат.
5. Смягчение процесса перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам для населения республики.
Для реализации этих задач Правительство Республики Бурятия предусматривает проведение реформирования жилищно - коммунального хозяйства по следующим основным направлениям:
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
- совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг - упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
- совершенствование системы управления, обслуживания и контроля: формирование специализированных организаций по управлению жилищным фондом, переход на договорные отношения, демонополизация жилищно - коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, выбор организаций, осуществляющих обслуживание жилья, передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья - создание товариществ собственников жилья;
- изменение системы распределения между муниципальными образованиями и местными администрациями районов республики финансовых средств на основе использования системы государственных минимальных социальных стандартов.
3.1. Совершенствование системы управления
жилищно - коммунального хозяйства
3.1.1. Функции и методы управления
Ключевой проблемой реформы экономического механизма ЖКХ является изменение отношений собственности, обусловленное появлением в этой сфере учреждений разных форм собственности: финансово - строительных и эксплуатационных компаний, акционерных обществ, частных фирм, выступающих в качестве как застройщиков, так и собственников жилья.
Появление новых групп собственников требует организации новых форм и методов привлечения инвестиций в развитие объектов ЖКХ в условиях ограниченности бюджетных возможностей.
Основным принципом преобразования существующих организационных структур является трансформация структурных подразделений без увеличения управленческих штатов и дополнительных бюджетных расходов, увеличивающих в конечном итоге затраты потребителей.
В основу системы управления в жилищно - коммунальном хозяйстве республики будет положено рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником, управляющей организацией, подрядными организациями, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за содержанием и использованием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, независимо от форм собственности.
Одним из основных принципов при формировании возможного разнообразия структур управления является право собственника на принятие решения о том, кто будет управлять и обслуживать принадлежащую ему недвижимость.
Основные функции собственника
Основная функция органов местного самоуправления как собственника (заказчика) заключается в следующем:
- увязывание процесса реформирования жилищно - коммунального хозяйства с социально - экономической ситуацией в Республике Бурятия и Российской Федерации;
- осуществление на территории муниципального образования единой социально - экономической, финансовой, налоговой политики и формирование стратегии развития жилищно - коммунального хозяйства;
- соблюдение нормативно - технических требований к содержанию и использованию жилья с целью обеспечения конституционных прав граждан республики на достойное жилище;
- обеспечение финансирования, достаточного для сохранения и улучшения своего жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
На муниципальном уровне к концу 2000 г. должен быть завершен процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп. При этом право дальнейшего управления жилищным фондом рекомендуется передать управляющим организациям (службам заказчика).
Кроме того, собственник может передать технологические и производственные фонды в оперативное управление и хозяйственное ведение коммунальным организациям подрядчикам (обслуживающая подрядная организация).
Основные функции управляющей организации
(служба заказчика)
Основными функциями управляющей организации (служба заказчика) является:
- рациональное распределение финансовых ресурсов между производителями жилищно - коммунальных работ (услуг);