Важной социальной задачей является ликвидация аварийного жилищного фонда. Жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии, угрожает безопасности и здоровью граждан.
Неудовлетворительное состояние жилищного фонда Республики Бурятия обусловлено периодом становления системы управления жилищным фондом, недостаточным объемом финансовых ресурсов, направляемых на его содержание и текущий ремонт, вследствие чего дома ветшают и становятся аварийными. Жилищный фонд слабо обновляется в связи с отсутствием средств на проведение мероприятий по расселению многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия по состоянию на конец 2010 года аварийный жилищный фонд в республике составлял 380,3 тыс. кв. м, в котором проживает 21, 2 тыс. человек.
Ликвидация части аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия проводится с 2009 года на территориях муниципальных образований - участников Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия в 2010 - 2011 годах", - ликвидировано 8,4 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда, Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Бурятия с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году" - ликвидировано 501 кв. м, Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2011 - 2012 годах" - запланирована ликвидация 8818,6 кв. м, и Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2012 году" - запланирована ликвидация 4094,54 кв. м при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и софинансирования из республиканского и местного бюджетов.
Программа разработана на основе следующих требований:
1) мотивированность принимаемых собственниками жилых помещений решений при формировании перечня аварийных многоквартирных домов, подлежащих включению в Программу;
2) наличие на территории муниципальных образований строительной готовности для развития малоэтажного строительства;
3) обеспеченность переселения граждан из аварийных многоквартирных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот;
4) информированность граждан о ходе реализации Программы.
Программа разработана на основе муниципальной адресной программы участника Программы, которая содержит следующие сведения:
- перечень многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
- способы и сроки переселения;
- планируемую стоимость переселения из аварийного жилищного фонда;
- реестр аварийных жилых домов, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, с данными по ранее утвержденным программам переселения из аварийного жилищного фонда, включенными на расселение по настоящей Программе и сведения об остатках к расселению из аварийного жилого фонда;
- сведения о принятии решения об участии в Программе собственниками жилых помещений многоквартирных домов;
- численность населения, проживающего в аварийном жилищном фонде;
- очередность сноса аварийных жилых домов, непригодных для проживания;
- объем требуемых инвестиций на 2012 год и их распределение по источникам финансирования.
Программа нацелена на развитие малоэтажного строительства в Республике Бурятия.
Программный способ решения указанной проблемы обусловлен необходимостью комплексного финансового (из различных источников) и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в г. Улан-Удэ с учетом адресного характера переселения и с учетом необходимости развития малоэтажного строительства.
Развитие малоэтажного строительства должно помочь реализовать масштабные планы по жилищному строительству в республике. В отличие от возведения высоток у малоэтажного строительства короткий цикл стройки, низкая себестоимость, высокая конкуренция, а также возможность адаптации проектов под местные материалы. И в этом заключаются неоспоримые преимущества малоэтажной застройки, которой предрекают перспективное будущее в кризисное время.