Сложившаяся, в результате экономических преобразований в отрасли, структура собственности в подавляющем большинстве ориентирована на частный бизнес в виде акционерных обществ. В настоящее время существуют большие проблемы с государственным регулированием деятельности отрасли, в том числе из-за отсутствия реальных рычагов власти и экономических механизмов. В отрасли назрела необходимость проведения институциональных преобразований.
В последние годы, как противовес процессу разукрупнения производителей строительных материалов, наметился процесс создания отраслевых некоммерческих структур, которые отстаивают профессиональные, экономические, финансовые, юридические и другие интересы их участников. В основу объединения производителей строительных материалов может быть положен как подотраслевой принцип, так и заинтересованность производителей и строителей, выпускающих и потребляющих однотипную продукцию. Такие структуры могут создаваться и поддерживаться как федеральными, так и региональными органами исполнительной власти. Особенно перспективным представляется создание таких некоммерческих организаций в сочетании с реформированием в торгово-сбытовой сфере промышленности строительных материалов. Целесообразно создавать разветвленную региональную сеть оптово-розничных торговых организаций, способных оказывать не только торговые услуги, но и широкий спектр консультационных, рекламных и выставочных услуг по вопросам архитектуры, проектирования и строительства.
Для решения задачи реструктуризации на первых этапах предполагается выделение приоритетных организаций, как лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства. Поддержка организаций-лидеров позволит создать необходимую устойчивость экономики отрасли, станет источником увеличения занятости населения, позволит обеспечить работой организации сопутствующих отраслей по кооперационным связям. Выделение таких организаций позволяет на первом этапе сконцентрировать финансовые ресурсы на прорывных направлениях экономики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тесные связи между организациями как одной отрасли, так и межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех организаций отрасли.
Выделение организаций-лидеров способствует созданию на базе их промышленных групп с привлечением финансового капитала. Инициаторами создания промышленных групп при этом может быть министерство, через создание специальных управляющих компаний. Для реализации этого необходимо обладание долей в акционерном капитале организаций. Данную долю можно получить через органы управления имуществом, либо путем взимания с организаций задолжностей в бюджет акциями организации. Участие в управлении организации или группами организаций способствует проведению политики развития производства.
Реструктуризация промышленности подразумевает увеличение гибкости и адаптируемости организаций, поддержку малого и среднего предпринимательства, и через это проведение политики создания рабочих мест. Неспособность организаций быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка во многом вызваны масштабом организаций. Поэтому необходима поддержка политики сокращения масштабов производства до обоснованного прогнозами с одновременным увеличением числа организаций, работающих в разных сферах деятельности. Проведение диверсификационной политики позволяет на базе крупных промышленных организаций, не имеющих достаточного спроса на свою продукцию, позволяющего окупить затраты на содержание коллектива и производственных мощностей, сформировать несколько средних и малых организаций более эффективно использующих те же производственные мощности. Такая политика возможна только при создании определенного механизма реализации процедуры разукрупнения организаций, разделения собственности, решения совместных задач. Одним из вариантов такого механизма будет создание на базе крупных организаций промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из организаций только в рамках своих полномочий.
Одним из приоритетных направлений повышения экономической и социальной стабильности в отрасли является развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство способствует развитию рыночной структуры экономики отрасли, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней и созданию рабочих мест. Целый ряд факторов свидетельствует об устойчивости малых фирм в современных условиях. В основе процесса лежит рост и дифференциация потребностей, что вызывает расширение номенклатуры выпускаемой продукции и снижение серийности. В таких условиях гибкие малые предприятия эффективно используют современную технику, новые технологии, быстрее осваивают новые виды продукции, оказывают менее интенсивное воздействие на экологическую обстановку.
Работа по поддержке малого предпринимательства в Республике Бурятия по отрасли осуществляется в направлении усиления мер финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса (приложение N 3), информационной помощи, разработки и внедрения новых видов продукции.