ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 сентября 2002 года N 232
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОЙИНДУСТРИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2010 ГГ.
Утратил силу НГР ru04000200300224
В целях создания условий по наращиванию объемов производства продукции, повышения ее конкурентоспособности, финансового оздоровления и экономической стабилизации предприятий промышленности строительных материалов Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Реформирование и техническое перевооружение предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия на 2002-2010 гг."* (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) ежегодно предусматривать средства на реализацию прошедших конкурсной отбор инвестиционных проектов, предусмотренных Программой.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Кабанского (Котов В.Г.), Селенгинского (Бадмаев Н.Д.), Заиграевского (Стопичев А.Т.), Прибайкальского (Кириков А.Н.), Муйского (Дондупов Б.П.) районов и г. Улан-Удэ (Айдаев Г.А.) в части своих полномочий предусматривать меры всесторонней поддержки в реализации мероприятий Программы.
4. Возложить координацию деятельности по реализации Программы на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия (Быков Н.И.).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
В.О.Гейдебрехт
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Реформирование и техническое перевооружение организаций стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия на 2002-2010 гг."
Паспорт программы 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Современное состояние и проблемы развития
отрасли стройиндустрии и промышленности
строительных материалов Республики Бурятия 6
1.1. Место и роль отрасли в экономике Республики Бурятия 6
1.2. Производство продукции и современное состояние
отрасли и ее сырьевой базы 6
1.3. Рынки сбыта продукции 11
1.4. Научно-технический и кадровый потенциал отрасли 13
Основные цели и задачи развития отрасли стройиндустрии и
промышленности строительных материалов. 14
2.1. Требования строительного комплекса к отрасли и формирование кластера "Жилище" 14
2.2. Прогноз спроса и предложений на продукцию отрасли. 21
2.3. Основные цели научно-технического прогресса в отрасли 34
3. Приоритеты в инновационной и инвестиционной
сферах организаций отрасли 35
4. Методическое обеспечение решения задач по развитию отрасли стройиндустрии и промышленности стройматериалов 39
4.1. Разграничение приоритетов по уровню хозяйствования 39
4.2. Институциональные преобразования в отрасли.
Развитие малого предпринимательства 40
4.3. Стандартизация, сертификация и качество продукции 41
4.4. Ресурсное обеспечение программы 41
4.5. Механизм реализации программы 42
5.Эффективность мероприятий программы 46
Приложение 1. Инвестиционная Программа отрасли 47
Приложение 2. Перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ реализуемых в рамках Программы 58
Приложение 3. Развитие малого предпринимательства в отрасли. 63
Приложение 4. Эффективность от привлечения инвестиций 70
1 | 2 |
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Реформирование и техническое перевооружение организаций стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия на 2002 - 2010 гг." |
Основание для разработки Программы | протокол совещания Президента Республики Бурятия Л.В.Потапова с руководителями организаций промышленности строительных материалов Республики Бурятия от 29 ноября 2000 г.; |
Государственный заказчик Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия |
Основные разработчики Программы | Восточно-Сибирский государственный технологический университет, ОАО "Бурятпромстройпроект" |
Цели и задачи Программы | Обеспечение безубыточного функционирования отрасли и ее поступательного развития. Повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта продукции. Снижение стоимости строительства не менее, чем на 5% Осуществление прогрессивных структурных сдвигов и модернизация отрасли на основе кластерного подхода. Достижение устойчивых темпов роста объемов производства на уровне 4-6% в год. Создание и сохранение рабочих мест в отрасли. Обеспечение экономии ресурсов в объеме до 3 тыс.тонн условного топлива |
Сроки и этапы реализации Программы, в т.ч. - Формирование кластера - корпоративной структуры "жилище", - Обоснование структурной перестройки отрасли стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия. - Расширение корпоративных и интеграционных связей отрасли. - Формирование сбалансированной структуры отрасли. | 2002 - 2010 годы 2002 - 2004 годы 2005 - 2010 годы 2002 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования на реализацию Программы, млн.руб. | Всего - в т.ч.: Средства федерального бюджета: Средства республиканского бюджета: 272,71 Средства муниципальных образований: 2 Собственные средства: 26,35 Кредиты: 495,57 Привлеченные средства: 1367 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Вывод отрасли стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия на путь устойчивого развития. Ликвидация кредиторской задолженности и выхо д промышленных организаций на безубыточное функционирование. Создание межотраслевого производственного кластера строительства жилья. |
Система организации контроля за ходом исполнения Программы | Реализация Программы возложена на Министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия, администрации местного самоуправления. Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Правительство Республики Бурятия. |
*- справочно, ежегодно пересматриваются в соответствии с федеральными целевыми программами.
Республиканская целевая программа "Реформирование и техническое перевооружение организаций стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия на 2002-2010 годы" (далее "Программа"), разработана на основании Протокола совещания у Президента Республики Бурятия Л.В.Потапова с руководителями организаций промышленности строительных материалов от 29 ноября 2000 года, постановления Правительства Республики Бурятия от 20.09.2001н. N 333 "О ходе выполнения Министерством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2001 г." и Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы".
Программа представляет собой базовый документ, определяющий основные направления развития отрасли стройиндустрии и промышленности строительных материалов на среднесрочную и длительную перспективу.
Она призвана создать условия для реализации целей, намеченных Федеральной целевой программой "Жилище", в частности обеспечение потребностей жилищного строительства и эксплуатационных нужд в жилищно-коммунальной сфере, а также других потребителей продукции промышленности строительных материалов.
Заложенные в программе темпы роста отрасли должны быть достигнуты на основе структурно-технологической модернизации производства, повышения производительности труда, загрузки простаивающих жизнеспособных мощностей и активизации инвестиционной деятельности.
В основу Программы заложены принципы разграничения прав и обязанностей в области развития производства строительных материалов, изделий и конструкций, определенные положением о Госстрое России и Генеральным соглашением о взаимодействии Госстроя России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также рыночными механизмами взаимодействия государственных органов власти и хозяйственных субъектов.
При определении прогнозируемых объектов спроса и предложения на основные виды строительных материалов в качестве исходных данных использованы предварительные расчеты Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия по объемам инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, а также прогноз Министерства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия по темпам роста объемов жилищного строительства. Темпы роста объемов ремонтно-эксплуатационных нужд и розничной торговли условно приняты на уровне объемов инвестиций в основной капитал.
Программа носит открытый характер, предполагает возможность ее дополнения другими направлениями и проектами при условии их соответствия целям и задачам Программы, а также целевым макроэкономическим индикаторам социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочный и долгосрочный периоды.
В ходе реформирования государственной экономики в Республике Бурятия удалось в основном сохранить технологическое единство организаций стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Созданы новые дееспособные рыночные структуры с многообразными формами собственности.
Практически все организации стройиндустрии и промышленности строительных материалов республики приватизированы.
В составе отрасли 13 крупных и средних организаций. В их числе: ОАО "Каменский цементный завод", ОАО "Тимлюйский завод АЦИ", Таловский завод ЖБК ОАО "Бамстрой", ОАО "Полистройдеталь", ОАО "Заречный сельский строительный комбинат", ОАО "Завод железобетон", ОАО "Каменский завод ЖБИ", МУП "Домостроительный завод", ОАО "Восточный завод строительных материалов", ОАО "Силикатный завод", ОАО "Завод бетонных блоков", ОАО "Загорск", ОАО "Карьер "Татарский ключ".
Правительство Республики Бурятия владеет пакетом акций лишь в двух организациях - ОАО "Каменский цементный завод" и ОАО "Тимлюйский завод АЦИ".
В отрасли получило развитие малое предпринимательство. 20 предприятий отрасли относится к сфере малого бизнеса, на которых занято 174 человек или 5% среднесписочной численности работающих в отрасли.
Основную долю продукции, производимую малыми организациями, составляют нерудные материалы, светоограждающие конструкции, стеновые материалы, теплоизоляционные материалы и т.п.
В 2001 г. объем товарной продукции стройиндустрии и промышленности строительных материалов в общем объеме промышленной продукции Республики Бурятия составил 3%. Стоимость ее основных фондов - 2,7% стоимости основных производственных фондов республики.
Промышленность строительных материалов является одной из наиболее топливно- и энергоемких (более 20% в структуре затрат), а также грузоемких отраслей. В общем объеме республиканских грузоперевозок железнодорожным, автомобильным транспортом перевозки строительных грузов составляют около 15 процентов.
Промышленность строительных материалов потребляет более 10 видов минерального сырья, является одной из наиболее крупных составляющих горнодобывающей отрасли республики.
Минерально-сырьевая база отрасли насчитывает более 500 зарегистрированных месторождений полезных ископаемых. На отдельных из них расположено несколько карьеров по добыче природного сырья и объединенные с ними технологически и организационно предприятия по его обогащению и переработке.
Строительный комплекс Республики Бурятия формировался по мере реализации планов экономического и социального развития территории.
За счет централизованных капитальных вложений в республике были созданы мощности строительной индустрии и промышленности строительных материалов (объем производства в год):
- цемента - 656 тыс.т.;
- асбестоцементных листов - 116 млн. усл. плиток.
- штучных стеновых материалов - 119 млн. усл. кирп.
- сборного железобетона - 156 тыс.куб.м.
- крупнопанельного домостроения - 290 тыс. кв.м. общей площади.
- щебня и гравия - 1 млн. куб.м.
- столярных изделий - 250 тыс. кв.м.
- стекла - 15 млн. кв.м.
Многие организации отрасли, ориентированные десятилетиями на приоритетное развитие сборного железобетона и крупнопанельного домостроения, массовый выпуск дешевых, невысокого качества строительных материалов и изделий с крайне ограниченной номенклатурой, в рыночных условиях оказались не способными конкурировать с передовыми отечественными организациями и зарубежными фирмами.
В результате произошла остановка заводов крупнопанельного домостроения, стекольного завода в г.Улан-Удэ, кирпичного завода в г.Гусиноозерске и т.д.
Инфляционные процессы, неисполнение организациями обязательств по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды поставили многие организации на грань банкротства.