Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2001 года N 227

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ" НА 2002-2005 ГОДЫ

Утратил силу, поскольку истек срок действия

В целях предупреждения заболеваемости внутрибольничными инфекциями в лечебных учреждениях республики и снижения соответствующего экономического ущерба Правительство Республики Бурятия постановляет:

1.Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Профилактика внутрибольничных инфекций" на 2002-2005 годы (далее - Программа).

2. Определить государственными заказчиками по реализации Программы Министерство здравоохранения Республики Бурятия и Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Бурятия (по согласованию).

3. Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Бальжиров Б.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при разработке проектов бюджета на 2002-2005 годы предусматривать отдельной строкой средства для реализации Программы и осуществлять ее финансирование.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Бурятия на основании утвержденной Программы разработать муниципальные программы профилактики внутрибольничных инфекций и при формировании бюджетов на 2002-2005 годы предусматривать отдельной строкой выделение финансовых средств для их реализации.

5. Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Бальжиров Б.Г.), Центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Бурятия (Болошинов А.Б.) принять необходимые меры по реализации Программы.

6. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Бурятия выделять средства на выполнение Программы.

7. Предложить Бурятскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Логина О.В.) ежегодно при формировании бюджета предусматривать финансирование Программы.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятии

Л.В. Потапов

Управляющий Делами - Руководитель

Администрации Президента и

Правительства Республики Бурятии

В.Е. Гулгонов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 25.06.2001 N 227

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ П Р О Г Р А М М А "Профилактика внутрибольничных инфекций" на 2002 - 2005 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование  Программы

Республиканская  целевая программа "Профилактик а внутрибольничных инфекций" на 2002-2005 годы

Основания для  разработки Программы

Высокий уровень  распространенности внутрибольничных инфекций.  Социально-экономический  ущерб для здоровья пациентов и персонала.  Слабая  материально-техническая база лечебных учреждений.  Низкая  обеспеченность современными дезинфицирующими средствами, аппаратурой для  дезинфекции и стерилизации

Государственные  заказчики Программы

Министерство  здравоохранения Республики Бурятия  Центр  госсанэпидназора в Республике Бурятия

Разработчики   программы

Министерство  здравоохранения Республики Бурятия  Центр  госсанэпиднадзора в Республике Бурятия

Цели Программы

Предупреждение  возникновения и распространения заболеваемости внутрибольничными инфекциями.  Обеспечение  стабильного функционирования лечебно-профилактических учреждений в режиме  полной эпидемиологической безопасности пациентов и медицинского персонала

Задачи Программы

Оптимизация  системы эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями.  Совершенствование  лабораторной диагностики и мониторинга возбудителей внутрибольничных  инфекций.  Обеспечение  лечебно-профилактических учреждений эффективными дезинфицирующими средствами  и стерилизующей аппаратурой.  Обеспечение  безопасности донорской крови и ее компонентов.  Реализация во всех  лечебно-профилактических учреждениях республики положений Концепции  профилактики внутрибольничных инфекций

Исполнители  Программы

Органы местного  самоуправления, учреждения здравоохранения, центры госсанэпиднадзора в  районах и г.Улан-Удэ

Источники  финансирова-  ния

Республиканский  бюджет, местный бюджет, Бурятский территориальный фонд ОМС

Ожидаемые конечные  результаты

Предупреждение  заболеваемости, нетрудоспособности и снижение уровня смертности.  Снижение  экономического ущерба от внутриболь-ничных инфекций

I. Содержание проблемы и обоснование разработки Программы


Согласно определению Европейского регионального бюро Всемирной Организации Здравоохранения, внутрибольничная инфекция (далее - ВБИ) - любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за лечебной помощью, а также заболевание сотрудника вследствие его работы в лечебном учреждении.

ВБИ на сегодняшний день являются актуальной проблемой для здравоохранения республики. Они причиняют большой ущерб здоровью пациентов, ведут к обострению основного заболевания, увеличивая в среднем на 6-8 дней продолжительность пребывания больного в стационаре и нередко являются причиной хронизации процесса или смерти.

Помимо этого внутрибольничные инфекции наносят значительный материальный ущерб экономике республики, так как мероприятия, связанные с их ликвидацией и дополнительным лечением больных, требуют значительного бюджетного финансирования. Минимальный экономический ущерб, наносимый ВБИ, ежегодно составляет 20 млн. рублей.

Решение проблемы внутрибольничных инфекций в середине 80-х годов в Российской Федерации поднято на государственный уровень и регламентируется Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Несмотря на то, что в республике в последние годы существенно улучшена система профилактических и противоэпидемических мероприятий, ежегодно в учреждениях здравоохранения регистрируется от 200 до 300 случаев внутрибольничного заражения. Однако учет ВБИ остается далеко неполным и истинная заболеваемость ВБИ в республике значительно превышает регистрируемую, так как в лечебных учреждениях из-за несовершенства лабораторной диагностики нет полного учета инфекций мочеполовой системы, дыхательных путей и нагноений послеоперационных ран.

В структуре ВБИ ведущее место занимают гнойно-септические инфекции новорожденных и родильниц (соответственно 5,3 и 4,3 случая на 1000 родов).

Ежегодно в стационарах республики регистрируются групповые заболевания: в 1999 году было 7 вспышек, с числом пострадавших 86 человек, в 2000 году - 5 вспышек, пострадал 91 человек.

Осложнение эпидемиологической обстановки в республике по парентеральным вирусным гепатитам и ВИЧ-инфекции и ухудшение социально-экономических условий увеличивают риск внутрибольничного инфицирования этими инфекциями.

Причинами возникновения ВБИ в стационарах и амбулаторно-поликлинических учреждениях республики являются использование низкоэффективных дезинфицирующих средств и высокая степень амортизации дезинфицирующей аппаратуры. Так, для целей текущей дезинфекции в медицинских учреждениях преимущественно используются хлорсодержащие дезинфицирующие средства, которые при низкой эффективности являются высокотоксичными и экологически опасными.

В последние десятилетия в связи с бурным развитием и изменением социально-экономического состояния республики появились факторы, способствующие росту заболеваемости ВБИ в современных условиях. К ним относятся: увеличение групп повышенного риска заболевания (недоношенные дети, больные хроническими формами заболеваний, увеличение числа лиц старшего возраста); формирование и циркуляция в лечебных учреждениях госпитальных штаммов возбудителей инфекционных заболеваний, устойчивых к лекарственным препаратам и дезинфицирующим средствам; увеличение числа инвазивных диагностических и лечебных процедур; ухудшение социально-экономических показателей жизни населения.

Большинство лечебных учреждений республики имеют слабую материально-техническую базу, которая в последние годы значительно ухудшилась. Нерегулярно проводятся косметические и капитальные ремонты.

Многие лечебно-профилактические учреждения не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям по набору помещений и площадям. Так, при норме 7 кв. м на койку в стационарах республики приходится 4-5 кв. м на койку хирургического профиля и 4-6 кв. м на койку терапевтического профиля, а в ряде учреждений еще меньше.

68,6% пищеблоков лечебно-профилактических учреждений расположены в приспособленных помещениях, 2,8% размещены в подвалах, 77,2% не обеспечены горячей водой, 28,5% находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии.

Низка обеспеченность изделиями одноразового применения, медицинским оборудованием и стерилизующей аппаратурой, имеющееся оборудование изношено. Многие фельдшерские пункты (76%) не имеют сухожаровых шкафов и автоклавов для стерилизации изделий медицинского назначения. Большинство лечебных учреждений используют хлорсодержащие дезинфектанты и не имеют возможности использовать современные дезинфицирующие препараты, обладающие высокой активностью против широкого спектра возбудителей инфекционных заболеваний.

Требует коренного улучшения лабораторная база лечебно-профилак-тических учреждений: из 106 учреждений только 8 имеют микробиологические лаборатории, остальные пользуются услугами бактериологических лабораторий центров госсанэпиднадзора. Не проводится анализ антибактериальной чувствительности госпитальных штаммов микроорганизмов для обоснованного назначения антибиотиков, отсутствует экспресс-диагностика ВБИ, в связи с чем нерационально используются антибиотики и химио-препараты.

Особое место занимает охрана здоровья медицинских работников, заболеваемость инфекционными болезнями, связанная с их профессиональной деятельностью, значительно превышает заболеваемость среди работников многих ведущих отраслей народного хозяйства. Медработники не имеют в достаточном количестве средств индивидуальной защиты, только 33% привиты против гепатита В.

II. Цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются: обеспечение стабильного функционирования лечебно-профилактических учреждений в режиме полной эпидемиологической безопасности пациентов и медицинского персонала; совершенствование методов профилактики, снижение уровня заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, а также снижение экономического ущерба от ВБИ.

Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение основных задач:

1. Оптимизация системы эпидемиологического надзора за ВБИ

Основой успешной профилактики и борьбы с ВБИ является четкий мониторинг динамики эпидемического процесса, распространения возбудителей и условий, влияющих на их распространение; организация эффективной системы профилактических мероприятий, ужесточение контроля за лечебными учреждениями по соблюдению правил личной гигиены и санитарных норм ухода за больными.

2. Совершенствование лабораторной диагностики и

мониторинга возбудителей ВБИ

Отсутствие микробиологических лабораторий в лечебных учреждениях республики не позволяет осуществлять лабораторную диагностику и мониторинг распространения возбудителей ВБИ в стационарах и проводить ведомственный контроль за качеством стерилизации изделий медицинского назначения; не определяется лекарственная устойчивость микроорганизмов, что ведет к нерациональному использованию антибиотиков и химиопрепаратов.

3. Внедрение эффективных дезинфекционных и

стерилизационных мероприятий

На современном этапе стерилизационным оборудованием обеспечены центральные районные больницы, республиканские учреждения и ТМО г.Улан-Удэ. Оснащенность сухожаровыми шкафами фельдшерских пунктов составляет всего 24%. Необходима замена устаревшего оборудования и использование новых эффективных средств для дезинфекции, обладающих более щадящим действием и позволяющих совмещать дезинфекцию и предстерилизационную очистку.

4. Обеспечение безопасности донорской крови

Проблема обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов остается актуальной. Применяемые технологии тестирования крови на наличие возбудителей инфекционных заболеваний не дают полной гарантии ее безопасности, так как в период "сероокна" результаты обследования могут быть ложноотрицательными, что требует создания "банка" карантинизированной крови и использования более специфичных и чувствительных диагностикумов.

5. Профилактика ВБИ среди медицинских работников

Заболеваемость медицинского персонала инфекционными болезнями значительно превышает заболеваемость во многих ведущих отраслях народного хозяйства. В связи с этим необходимо проведение профилактических мероприятий среди медицинских работников, обеспечение их средствами индивидуальной защиты при уходе за больными и обучение по специальным программам.

III. Механизм реализации Программы


Основным координатором и исполнителем Программы является Министерство здравоохранения Республики Бурятия, а по пунктам 1, 2, 3, 5 (оптимизация системы эпиднадзора за ВБИ, совершенствование лабораторной диагностики, внедрение эффективных дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, профилактика ВБИ среди медицинского персонала) - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Бурятия.

IV. Ресурсное обеспечение Программы


Источниками финансирования мероприятий Программы являются:

- республиканский бюджет - 38740,4 тыс. рублей;

- местный бюджет - 1073,9 тыс. рублей;

- БТФ ОМС - 8000,0 тыс. рублей .

Распределение средств осуществляется согласно таблице.

Таблица

Объем финансирования основных направлений Программы


Наименование

Финансирование по  годам (тыс.руб.)

Всего

2002

2003

2004

2005

1. Оптимизация   системы эпидемиологического надзора за распространением ВБИ

77,64

49,8

9,28

9,28

9,28

2. Совершенствование  лабораторий диагностики и мониторинга возбудителей ВБИ

16362,7

7339,6

7105,7

1029,3

888,1

3. Внедрение  современных методов дезинфекции и стерилизации

24035,2

6008,8

6008,8

6008,8

6008,8

4. Обеспечение безопасности  донорской крови

5940,03

1485,0

1485,0

1485,0

1485,0

5. Оптимизация  принципов профилактики ВБИ медицинских работников

1398,8

357,7

357,7

341,7

341,7

Всего

47814,3

15240,9

14966,5

8874,0

8732,9

Республиканский  бюджет

38740,4

12977,9

12869,4

6527,6

6365,5

Местный бюджет

1073,9

263,0

97,1

346,4

367,4

БТФ ОМС

8000,0

2000,0

2000,0

2000,0

2000,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»