Недействующий

Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие имущественных и земельных отношений" (с изменениями на 18 декабря 2018 года)



Характеристика сферы реализации подпрограммы


Одним из важнейших стратегических направлений в области создания условий для устойчивого экономического развития Республики Бурятия является эффективное использование земли для удовлетворения потребностей общества и граждан.


Использование земли осуществляется на основании принимаемых Правительством Республики Бурятия, исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления управленческих решений, которые должны основываться на полноценных данных о состоянии земель.


Под эффективным использованием земли подразумевается создание таких условий в республике, которые позволяют максимально быстро вовлекать в оборот земли.


В настоящее время фактически завершен процесс разграничения собственности на землю, но в то же время остается существенное количество юридических лиц и граждан, не оформивших в соответствии с законодательством права на объекты недвижимости и земельные участки.


В республике в установленном порядке право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникло на площади 26968,6 тыс. га, право собственности Республики Бурятия - на 67,1 тыс. га и право муниципальной собственности - на 147,4 тыс. га. Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6086,4 тыс. га.


Несвоевременная регистрация права собственности на земельные доли создает трудности в части дальнейшего распоряжения предоставленными в долевую собственность земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, что, в свою очередь, не позволяет вовлекать данные земельные участки в хозяйственный оборот и приводит к недополучению органами местного самоуправления поступлений от уплаты земельного налога.


В результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственности Российской Федерации зарегистрировано 26,1 тыс. га категории земель сельскохозяйственного назначения, из них предоставлено юридическим лицам в пользование 26,1 тыс. га. Земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в собственности граждан (1360,1 тыс. га), состоят в основном из земельных долей, в том числе невостребованных, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства, либо получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению. Площадь земельных участков, предоставленных в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, составила 138,3 тыс. га. Земли, находящиеся в собственности юридических лиц, в основном являются собственностью крестьянских (фермерских) хозяйств, не прошедших перерегистрацию (49,2 тыс. га), и собственностью сельскохозяйственных предприятий и организаций (6,6 тыс. га). Ежегодно происходит уточнение правового статуса земель, формирующих землепользование хозяйствующего субъекта, в частности, земельных долей в составе сельскохозяйственного предприятия. Однозначно право собственности на земельные доли определяется только после регистрации права в установленном законодательством порядке. На 01.01.2011 в целом по республике оформлено земельных участков в счет земельных долей на площади 9,4 тыс. га. По сравнению с 2009 годом увеличение данного показателя составило 5,1 тыс. га.


При таких обстоятельствах государственный земельный надзор, осуществляемый различными специально уполномоченными ведомствами, является одним из основных инструментов регулирования земельных отношений.


При этом осуществление государственного земельного надзора осложняется отсутствием законодательно установленных полномочий Республики Бурятия на осуществление государственного земельного надзора на территории республики и невозможностью уполномоченных федеральных государственных органов в полном объеме охватить проверками соблюдение земельного законодательства на земельных участках, расположенных на территории Республики Бурятия.


Земельным кодексом Российской Федерации также установлен муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.


В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для незаконного изменения вида разрешенного использования земельных участков, влечет за собой рост числа земельных правонарушений (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административного воздействия к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут - институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.


В целях повышения эффективности использования земельных ресурсов, совершенствования земельных взаимоотношений между государством и обществом, а также совершенствования системы платежей за использование земельных участков создана автоматизированная информационная система "Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия" (далее - АИС ИЗК РБ), которая необходима для решения следующих направлений:


- инвентаризация объектов и субъектов налогообложения в части земельного налога и налога на имущество физических лиц в электронных базах администраций муниципальных образований в Республике Бурятия;


- актуализация сведений об объектах налогообложения и плательщиках земельного налога и налога на имущество физических лиц путем сверки данных в электронных базах администраций муниципальных образований с данными государственных информационных ресурсов;